Согласно определению дизайнера Дитера Рамса, хорошую вещь отличить от плохой можно на три счета. Мало материала — много материала. Работает — не работает. Продается — не продается. Но это было в индустриальную эпоху. Сегодня критерии выбора хорошего дизайна стали такими же подвижными и изменчивыми, как и для произведения искусства.
По теме: Виктор Папанек: 5 принципов доброго дизайна
В начале нового тысячелетия, в эпоху цифровых технологий много говорится не офункциональном и рациональном, а о критическом, устойчивом, социальном и эмоциональном дизайне.
Происходит гиперинфляция понятия «дизайн» как такового. В поп-культуре слово дизайн легко соединяют с вещами и услугами, не имеющими к нему никакого отношения: от «дизайна ногтей» до «дизайна человека». Дизайн, с одной стороны, дематериализуется, отходит от объекта, формы и определенной эстетики. С другой, обсуждения дизайна становятся крайне острыми, поскольку меняется сам понятийный аппарат — происходит перелом в самой дисциплине.
Дизайн вошел в политическую повестку дня. Дизайн перестал быть просто «вещью», он стал «отношением». Он становится своего рода новой формой экономики. Многие исследователи настаивают на том, что возможно дизайн уже давно перестал быть «объектом», и стал «идеей».
Идеи, актуальные в конце 1960-х — начале 1970-х годов, сейчас обсуждаются особенно горячо. Протест против тесного взаимодействия промдизайна с капиталистическим производством привел к тому, что все заговорили о новом его смысле. О том, что дизайн может перестать быть частью исключительно коммерческой деятельности и начать влиять на сферы социальной жизни и улучшение окружающей среды.
«Хороший дизайн делает предмет полезным», — утверждал Дитер Рамс. Однако дизайн, задающий вопрос и формулирующий проблему, становится важнее дизайна, дающего ответ. Что можно считать хорошим дизайном, каковы его критерии?
В основе дизайна — идея
В основе дизайнерской вещи лежит проект. А в основе юбого проекта должна лежать сильная идея. План. Английское значение слова design — «план, проект». О героине романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» говорили she is not acting by design (она не действует по плану), имея ввиду ее эмоциональность, а не расчетливость.
Кастомизация
Стив Джобс любил говорить: «Дизайн — это забавный мир. Все думают, что главное в предмете — то, как он выглядит. На самом деле, если вы задумаетесь, главное то, как он работает». Когда Виктор Папанек в конце 60-х показывал студентам как пример хорошего дизайна свое радио Tin Can (производство которого обходилось всего в 9 центов), это полностью противоречило всему, чему их учили в университетах. Они задавались вопросом, почему заказчики сразу не послали эту вещь к черту, поскольку она выкрашена в серый цвет и выглядит уродливо. Но у Папанека были свои соображения: он оставил возможность пользователям кастомизировать предмет. Например, жители Индонезии, где производились эти радио, стали украшать их в традиционном народном стиле — зеркалами, нитками, камнями. И каждое радио стало очень личным и уникальным объектом.
Устойчивость
Хороший дизайн в наше время неотъемлемо связан с понятием «устойчивого». Необходимо думать о том, какое воздействие на окружающую среду произведут новые предметы или услуги. По оценкам британского Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Defra), 75% выбросов углерода в Великобритании происходит от использования продуктов и услуг. Также известно, что 80% воздействия этих продуктов и услуг на окружающую среду определяется на ранних стадиях проектирования. Эти цифры говорят о том, что «устойчивость» среды определяют бытовые вещи. То есть дизайн действительно имеет значение не только в части формирования и упорядочивания нашего мира, но и в определении нашего воздействия на него.
Новая волна «устойчивости» сфокусируется на сочетании творчества, предпринимательства, инновациях и практических решениях. Профессор калифорнийского дизайна Натан Шедрофф отмечал: «Дизайн — это не только решение, но и проблема». Если успех защиты окружающей среды заключался в выявлении проблем «устойчивости» в мире, то успех дизайна будет заключаться в нахождении решений.
Storytelling
Сейчас любой дизайнер обязан «рассказать историю» продукта. В эту историю обычно входят и происхождение материала, и техника изготовления, и упаковка, и идеи для использования, и личные ассоциации. Во многом «стори-теллинг» уже заменил значение самого предмета и подменил важнейшую коммуникативную функцию дизайна. Дизайн сегодня — это опыт. А дизайнер — режиссер наших ощущений. «Дизайн во многом — акт общения, означающий глубокое понимание человека, с которым общается дизайнер» (Н. Шедрофф).
Инновационность
Мебель с интегрированным интерфейсом, ковер с Wi-Fi, табуретка, напечатанная на принтере, беспроводной свет и управляемая голосовым помощником кухня… Хороший дизайн сегодня — технологичный дизайн. Он должен быть инновативным, указывать направление и двигаться вперед. Будничными инструментами современных дизайнеров стали технологии 3D-печати, AI, VR, роботы, биокомпозиты, станки с программным управлением и собственно компьютерное прототипирование. Дизайн из аналоговой сферы стремительно переходит в виртуальное пространство, где начинается его новое существование и новое ценообразование.