Карло Скарпа: архитектор подробностей
Карло Скарпа (Carlo Scarpa, 02.06.1906 — 28.11.1978) — гений итальянской культуры, один из самых загадочных архитекторов XX-го века. Больше всего он известен своим инстинктивным подходом к материалам, в котором сочетались проверенные временем ремесла и современные производственные процессы. Скарпа твердо верил в латинское изречение: Verum Ipsum Factum— «мы знаем только то, что мы делаем».
По теме: Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Скарпа родился в Венеции и большую часть своего раннего детства провел в Виченце, прежде чем его семья вернулась в Венецию после смерти его матери в 1919 году. Скарпа изучал архитектуру в Королевской академии изящных искусств в Венеции, и сразу же после окончания академии в 1926 году он начинает преподавать в IUAV (Istituto Universitario di Architettura di Venezia), а позже становится его деканом. Скарпа был очень чутким преподавателем, любил своих студентов и читал лекции почти до самой смерти.
Прежде чем он начал проектировать свои самые знаменитые модернистские здания, он провел более 20 лет, экспериментируя с венецианским стеклом. С 1932 по 1947 год он был арт-директором стекодувных мастерских Venini. Именно здесь четко проявилась его любовь и внимание к ремеслу: он часто работал с мастерами до поздней ночи, чтобы найти новые формы. Эти работы для Venini привлекают всеобщее внимание на Венецианской биеннале и Миланской Триеннале. Объекты — вазы, люстры и чаши — важная веха в модернистском декоративном искусстве и предмет коллекционирования.
Международная известность пришла к Скарпе лишь после Второй мировой войны, несмотря на то, что уже в 1935 году Скарпа реализует своей первый крупный серьезный заказ — реконструкцию дворца Ca’Foscari. Ему стали поступать новые предложения, преимущественно на реставрацию и идеологическое обновление существующих зданий в Венеции, Вероне и их окрестностях. Авторское обновление музеев стало чем-то вроде товарного знака Скарпы.
Вероятно, самая известная его работа в этом жанре — реконструкция в 1964 году музея Castelvecchio в Вероне. В ней так тонко сплелись старое и новое, раскрылась история оригинального здания, что этот подход к реконструкции стал откровением для его современников. Сейчас он уже стал общепринятым: наиболее ярким примером из недавних проектов явился Neues Museum Дэвида Чипперфильда. Именно благодаря переосмыслению многовековых музеев Скарпа заслужил свою безупречную репутацию.
Пока другие модернисты старались как можно дальше уйти от архитектурного наследия, Скарпа с 50-х годов и до конца 1970-х годов возводил прошлое на пьедестал и преобразовывал его. Его архитектура стала противоядием нарочитой эффектности, которой так гордились его современники. Его архитектура оказывалась на этом фоне тонкой и естественной. Ему удалось найти собственный путь, при котором оставалось место и для почитания истории, и для ее преодоления. Вдохновленные архитектурой Фрэнка Ллойда Райта (позже уже сам Райт будет обожать творчество Скарпы), его работы также напоминают о любимых Скарпой Мондриане, Альберсе, Ротко и Йозефе Хоффмане.
В работе Скарпы «целое» возникает скорее из движения, которое собирает вместе тщательно поставленные части. Примечателен сам творческий метод Скарпы: в процессе проектирования он часто избегал традиционных методов рисования. У многих даже возникал вопрос, каким образом можно достичь в архитектуре такой сложной и богатой детализации, если сначала она не явлена на чертежном столе архитектора.
Скарпа много путешествовал по Японии: там он научился сочетанию «высоких» и «низких» материалов и органических элементов за несколько десятилетий до того, как компоновка древесины, бетона, ржавого металла, травертина и стекла стала модной на Западе. «Скарпе не было равных в искусстве сочетать основной материал с драгоценным», — говорит Элье Триканато, президент венецианской Fondazione Querini Stampaglia и один из самых тонких знатоков его творчества.
Филип Джонсон говорил о Скарпе: «Он одержим деталями, вплоть до винтов и петель ручной работы, он может создавать стихи из мельчайшего жезла или куска камня». Луис Кан, друживший со Скарпой, написал о нем стихотворение, в котором есть строка: «Деталь — это поклонение природе». Внимание Скарпа к деталям не имеет аналогов среди современных ему архитекторов. Он буквально «упивался» мельчайшими подробностями: медными опорами под лестницей в венецианском шоуруме Olivetti или «смотровым устройством» в гробнице Brion, фокусирующем взгляд зрителя (в вертикальную щель бетонной стены встроен металлический элемент).
Архитектор оставил после себя сравнительно небольшой архив: однако эти работы настолько мощные, что они до сих пор поражают своей выразительностью и простотой. В его работах ритуалы повседневной жизни переплетены с прошлым, настоящим и будущим. Переживания тех, кто находится в его пространствах, перетекают друг в друга так же, как переплетаются в его архитектуре масштаб, узоры, линии и потоки света. Мемориальный комплекс — кладбище Brion, заказанное влиятельной семьей Брион, — стал кульминацией творчества мастера. Там он и похоронен: несчастный случай оборвал жизнь Скарпы, когда ему было 72 года.