Московский музей дизайна заново открывает период 1950–2020. Экспозиция из более чем 300 объектов дизайна разделена на 12 разделов: авиация и космонавтика, автомобили и мототехника, медицинское оборудование и спорт... Макеты самолетов и транспортных средств, снегоходы, прототипы радиоаппаратуры, фото- и кинотехника, бытовые приборы, игрушки и многое другое. Что производил советский военпром, помимо танков и ракет?
По теме: Московский музей дизайна: о мире, дружбе и будущем промдизайна
Участниками проекта (а их более 30) стали Политехнический музей, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, МГХПА им. С.Г. Строганова и СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, концерн «Калашников», концерн «Швабе» и др. Генеральным спонсором выступил ПАО «Промсвязьбанк» — опорный банк ОПК, поддерживающий высокотехнологичную промышленность и культуру.
Радиоприемник «Микро»
С начала 1960-х годов прослеживается тенденция
Пылесос «Ракета-7»
«Ракета-7» — одна из самых популярных моделей целой серии одноименных советских пылесосов. Несмотря на значительный вес, неповоротливость и громкий шум мотора, пылесос был очень популярным. Кроме комнатной уборки с его помощью можно было не только собирать крупный мусор, но белить потолки и опрыскивать домашние фикусы
Табурет «Спутник»
В СССР при производстве утилитарных изделий для дома применялись технологии и материалы, разработанные для военных и космических отраслей. В основу конструкции трехногого табурета «Спутник», выпускавшегося Южным машиностроительным заводом (производителем тракторов и ракет-носителей), были положены те же принципы, что и у настоящего космического спутника. Его конструкция и взаимное расположение ножек позволяли снижать нагрузку и экономить пространство. Роль усилителей конструкции выполняли соединительные трубки на ножках. Табурет был очень устойчивым, компактным и легким: при весе всего полтора килограмма, он мог вынести вес до 130 кг!
Телевизор «Ровесник»
Мобильный малогабаритный черно-белый телевизор «Ровесник» с 1989 года производился на Ленинградском заводе «Магнетон». Он был самым маленьким
Часы «Победа»
В СССР была развитая часовая индустрия: до 1991 года
Парашют ПД-47
Модель парашюта ПД-47 была разработана в 1947 году после появления новых типов самолетов и увеличения скорости полетов. Он стал одним из самых массовых и производился вплоть до середины 1970-х. Парашют имел квадратный (!) перкалевый купол площадью 71,18 кв. м и массу 16 кг. Считалось, что именно такая, квадратная, а не круглая форма более устойчива во время раскрытия и экономичнее в производстве. Именно с ПД-47 в 1955 году совершил прыжок будущий первый космонавт Юрий Гагарин.
Снегоход
В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Экспериментальная модель была разработана в 1979 году. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство людей, решала проблему звукоизоляции. Кроме того, стеклопластик не был подвержен ржавчине. Подобно «Ниве», признанной первым вседорожником с уровнем комфорта легкового автомобиля, данный снегоход был призван стать первым комфортабельным зимним видом транспорта, однако проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения.
• Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна. Московский музей дизайна. Западное крыло Новой Третьяковки. Москва, Крымский Вал, 10. , до 29 марта 2020.
При поддержке ГК «Ростех». Партнер по свету Arlight. Спецпроект: Cyber Star. Партнер музея: Voerman.