Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek, р. 29.04.1967) — один из самых интересных голландских дизайнеров и настоящий герой Эйндховена. Похож на здоровенного лохматого плотника, который любит орудовать пилой и рубанком. При этом он удачно находит нестандартные формы продвижения собственных идей.
Сейчас его владения — это студия, мастерские, склады, магазин, где продается масса интересных дизайнерских предметов, арт-гарелея, которая задает тон местной художественной жизни, и просторный ресторан, в котором ужинают все счастливые гости Эйндховена.
Что в арсенале преуспевающего профи? Во-первых, Пит Хайн Эйк производит мебель небольшими сериями, и она пользуется спросом. В основном, главный его материал — это пэчворк из старых деревяшек, из которых он делает все, что угодно: шкафы, столы, лавки, стулья. Каждый год к базовой коллекции прибавляется один-два хорошо продуманных предмета. Во-вторых, Пит Хайн Эйк всегда открыт заказам, к нему обращаются с самыми разными предложениями, просят придумать все, что угодно, — от предметов мебели до корпоративного стиля. В-третьих, компания выпускает лимитированные серии и уникаты — все они делаются из вторсырья, в этом соль фирменного стиля Пита Хайн Эйка.
Голландский дизайн пошел в гору с 1980-х годов. На сегодняшний день стал узнаваемым, самобытным и коммерчески успешным. Бренд «голландский дизайн» знают во всем мире. Все больше интересных имен появляется на международной сцене, особенно в области промдизайна. Мотором развития выступила неделя голландского дизайна, ежегодно проходящая в Эйндховене. Ну и, конечно, подъему национальной школы способствует отличное учебное заведение: настоящая кузница талантов, Эйндховенская Академия дизайна. А Пит Хайн Эйк, выпускник Академии, преуспевающий и экспериментирующий, — образец для подражания.
Когда Питу было 14 лет, он хотел быть архитектором. Но один из наших друзей, архитектор, сказала, что у промдизайнера гораздо шире поле деятельности. Пит Хайн Эйк поверил и стал дизайнером, и все вышло наилучшим образом. В одном Пит был уверен с самого начала, он хотел работать не только интеллектуально, но и физически. Кроме того, команда Пита все-таки отчасти и архитектурная: они перестраивают старые здания и даже возводят новые.
Пита Хайн Эйка вдохновляют материалы, техники и ремесла. Фантазию будят простые вещи, которые всегда под рукой. Перестраивать ему нравится больше, чем строить. Но если приходит предложение что-то возвести, Пит исследует место как настоящий Пинкертон.
«Смотрим, что вокруг. Стараемся сохранить, все, что есть, и решить задачу максимально интеллектуально и прагматично. Нам совсем не хочется делать новые вещи, лучше спасать и приспосабливать старые. Таким образом, мы кардинально отличаемся от большинства дизайнеров». Так что долговечное развитие — суть подхода Пита Хайн Эйка, отправная точка для любого его проекта. «Помимо эффективности есть еще одно забавное преимущество такой работы. Большинство техники и оборудования не используется на 100%, поэтому очень легко создать новый дизайн на существующих материалах, техниках и знаниях. Их нужно только слегка переформатировать».
Когда Пит учился в Академии, он писал диплом и ужасно мучился, потому что текст надо было напечатать на машинке, а ошибки замазывать корректором. «Для меня это был ад. Я написал себе наставление: Если ты хочешь сделать что-то хорошо, надо быть там, где чувствуешь себя как рыба в воде. Когда мы открыли нашу первую отремонтированную нами мастерскую в 1998 году, я понял, что все получилось, мы с командой получили аквариум, в котором ощущали себя комфортно и были счастливы.
Хорошее рабочее пространство — отличная почва для роста. Мастерскую мы сдали в 2010 году, а сами перебрались на новое место. Тут мы тоже все переделали, и это было второе наше достижение».
«Благодаря нашей галерее у нас есть возможность сотрудничать с художниками. Одним из самых интересных проектов была выставка Борре и Флорис Вуббе. Мы много работали с известным голландским художником и мастером по стеклу Марком Мулдером, был отличный проект брюссельского художника Роберто Поло. Серия бюстов, сделанных из мусора конкретных людей. Пит Хайн Эйк называл их автопортретами, потому что у каждой персоны свой мусор и очень интересно его рассматривать.
«Кто много знает больше молчит, чем разговаривает, — считает Пит Хайн Эйк. — Я понял это, когда однажды мы с женой оказались в гостях у голландского дизайнера, визионера и коллекционера Мартина Виссера. Говорил только я, он предпочитал слушать. Теперь, когда я говорю слишком много, моя жена всегда напоминает мне тот день…»
В будущее Пит Хайн Эйк смотрит спокойно: «Я не вижу никаких особых бед и трудностей, связанных с развитием современного дизайна, кроме постоянных изменений ситуации, что в общем нормально. Более того, именно в этих изменениях, как показывает опыт, кроются возможности для творческих людей. Есть люди, которые проворачивают рутину, и это очень важное дело. Творческие люди видят возможности. Мы должны усилить наш мандат и попытаться быть более влиятельными», — говорит дизайнер.