Элис Росторн: о дизайне как антивирусе

21 марта 2020 г.

Элис Росторн (Alice Rawsthorn) — известный британский дизайн-критик. Ее книга, ставшая бестселлером, называется «Дизайн как отношение» (Design as an Attitude). Блестящий лектор и популяризатор, выступающий на всех самых важных конференциях, включая TED и Всемирный экономический форум в Давосе, она ведет еженедельную колонку о дизайне для The New York Times уже более 10 лет. Элис является председателем попечителей в художественной галерее Hepworth Wakefield в Йоркшире и в галерее Chisenhale в Лондоне. Специально для ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН Элис дает оценку ситуации, сложившейся сейчас в дизайн-индустрии.


По теме: Кино для эстетов: 5 фильмов по выбору Элис Роусторн

Дизайн — сложное и неуловимое явление, существовавшее задолго до того, как было изобретено слово для его описания. У него было много разных значений в разное время и в разных контекстах, но для меня дизайн всегда играл важную роль, являясь стихийным агентом изменений. Он таким образом интерпретировал изменения любого типа — экологические, политические, экономические, научные, социальные, культурные — что они влияли на нас положительно, а не отрицательно. Это было фундаментальной ролью дизайна на протяжении веков, и останется так в будущем.

Jing He. Tulip Pyramid. Фрагмент выставки выпускников Эйндховенской академии дизайна. 

И сейчас, когда планету захватила пандемия COVID-19, ответственные дизайнеры также реагируют на любые изменения и проблемы, с которыми они сталкиваются. Конечно, основные решения кризиса, такие как вакцины, придут к нам из науки. Однако дизайн играет критически важную роль, обеспечивая их разумное, эффективное и устойчивое распределение. Важно, чтобы каждый аспект — от разработки более эффективных методов домашней работы и телеконференций до управления одновременным лечением огромного числа больных — был разработан продуктивно, с учетом всех возможных знаний и правил устойчивого развития.

Наступает невероятно захватывающий период для проектирования. Поле влияния дизайна значительно расширяется, в него входят глобальные проблемы — такие как чрезвычайная ситуация в области климата, кризис беженцев, рост неравенства, нетерпимости и несправедливости. Дизайнеры ищут конструктивные приложения для технологических достижений, к примеру, AI.

«Моя последняя книга «Дизайн как отношение» описывает, каким образом новое поколение дизайнеров использует довольно простые и доступные цифровые инструменты, от краудфандинга и социальных сетей до непрерывного увеличения вычислительной мощности, чтобы освободиться от традиционной концепции дизайна как коммерческой практики».

Дизайнеры хотят заменить работу, выполняемую по указанию кого-либо другого, на самостоятельную активность, выбранную в соответствии с их социальными, политическими, гуманитарными, экологическими и предпринимательскими целями. Прекрасный пример — Ocean Cleanup, голландская некоммерческая организация, собравшая более 40 миллионов долларов для разработки, создания прототипа и испытания нового способа очистки океанов от пластикового мусора. Приятно видеть, что дизайн играет более амбициозную и динамичную роль в нашей жизни, решая такие сложные и важные задачи.

Одной из самых известных идей о том, как решить проблему загрязнения пластиком, является проект по очистке океана, разработанный молодым голландским экологом Бойаном Слатом.  

Дизайнерам предоставляется невероятная возможность играть более значимую роль в нашей жизни, решая свои собственные политические и экологические задачи. Но важно также и понимать, что по мере того, как их работа становится все более амбициозной, последствия их любой неудачи также будут обостряться. Так же как каждый тщательно спланированный и выполненный проект будет шагом вперед, так и каждый небрежно спроектированный окажется серьезным препятствием.

Я страстно верю, что дизайн является одним из наших самых мощных инструментов для решения глобальных задач (разумеется, в сотрудничестве с другими дисциплинами), но только если он развернут разумно, чутко, с особой тщательностью и точностью. В противном случае дизайнеры вряд ли смогут рассчитывать на то, чтобы завоевать общественное доверие и политическую поддержку, которые им необходимы.

Послушать видео-лекцию Элис о плохом дизайне можно по ссылке.