Тодд Меррилл: «я ищу красоту, историю и душу в объектах»
26 марта 2020 г.
Галерист Тодд Меррилл — страстный собиратель, эксперт и один из пионеров рынка коллекционного дизайна. Его увлечение — американский послевоенный дизайн и современные авторы.Галерея Todd Merrill Studio занимается с равной силой как проверенными, так и совершенно неизвестными молодыми талантами.
По теме: Адо Шаль: стол как драгоценность и наследство
Из семьи антикваров
Больше всего мне нравится глубокая человеческая потребность творить. Я люблю сам процесс придумывания и создания — это дает мне энергию продолжать то, что я делаю. В первую очередь я коллекционер и только потом — дилер. Мне совершенно необходимо этим заниматься, для меня это самый органичный процесс на свете. Коллекционирование — это, что называется, «поддержка привычного состояния», я должен подпитывать эту привычку, это мое самое сильное пристрастие.
С коллекционированием связана история всей моей семьи. Бизнесом в сфере антиквариата мой дед начал заниматься еще в 1939 году. Ко всем своим прочим талантам он был к тому же гениальным столяром. В детстве я мог часами находиться в мастерской, наблюдая за его работой. Он мог и восстанавливать старые вещи, и делать новые. Думаю, эти наблюдения сыграли ключевую роль в моем становлении: сейчас я хорошо понимаю дизайнеров и могу разговаривать с ними на одном языке. Антиквариатом занимался не только мой дед, но и бабушка — и мой отец тоже был с детства погружен в эту атмосферу. Однако отцу больше интересно аукционное направление, сейчас он управляет аукционным домом.
Я покупал и продавал с пяти или шести лет. У меня были коллекции классической европейской и американской мебели и ковры различных племен, я увлекался таксидермией, артефактами американских индейцев, древними картами, миниатюрами индийских мугалов, американской арт-керамикой и стеклом...
О wow-факторе
Для коллекционера важен «вау-фактор» — то особое чувство при первом взгляде на оригинальную вещь. Иногда, чтобы понять действительное воздействие на вас объекта, нужно время. Вспоминаю случай, когда работа с первого взгляда мне резко не понравилась, и только несколько месяцев спустя мне открылся ее смысл; это была вещь Пола Эванса. Сперва она показалась мне безобразной и вторичной, однако через некоторое время я полюбил ее, и чувство усиливалось по мере изучения работы.
К тридцати я определился с основным направлением и стал искать американскую студийную мебель и дизайн второй половины XX века с акцентом на Пола Эванса, Джеймса Монта и Фила Пауэлла. Моя галерея Todd Merrill Studio открылась в 2000 году: тогда поднималась большая волна интереса к коллекционному дизайну. Почти никто не занимался современниками; все делали ставку на проверенные временем имена. Я постарался представить направление американского дизайна, появившееся в стране в послевоенные годы. В начале 2000-х «тренд» на антиквариат, бывший в моде почти целое столетие, начал стремительно угасать, и новое поколение стало по-другому смотреть на мастеров дизайна — таких как Джордж Накашима, Уэнделл Касл, Владимир Каган и Карл Шпрингер. Еще до того, как пришла коммерческая мода на их произведения, я уже специализировался на их работах. Большая часть этих гениев была забыта. Иногда нам приходилось доставать вещи буквально из-под груды мусора.
Медленно и вдумчиво я собирал первые объекты: искал, узнавал историю, складывал распечатки с информацией, которую мог найти, в файлы. Так у меня получилось тридцать работ и тридцать художников, среди которых Филипп Ллойд Пауэлл, Владимир Каган, — великие имена и для истории дизайна Америки, и для мирового сообщества. Собранного уникального материала хватило на увесистый том: Modern Americana: Studio Furniture from High Craft to High Glam, вышедший в издательстве Rizzoli в 2008 году (позже книгу переиздали с дополнением в 2018).
О поиске новых имен
Следующая из моих важнейших задач — найти будущих классиков. Кто они — мейкеры XXI века? Насколько уникально то, что они делают? Как они используют материал, что их вдохновляет? Современный дизайн конца XX века и начала нового тысячелетия — предмет моего неустанного интереса. Заметно, как нынешние создатели концептуального дизайна часто работают, порывая с традициями, и создают то, что действительно характеризует нашу эпоху. Среди тридцати художников, которых я представляю сегодня, — Брехт Райт Гандер, Стефан Рурак и Маркус Хауз, Доминик Льюки и Алекс Роскинс, Пшемек Пищек. Поиск мастеров с особенным почерком — моя страсть. Иногда у художника я вижу особенную «грубую» манеру письма или производства вещи, и сперва мне кажется, что он ошибся и подобный эффект вышел случайно. Но у большинства из них (к примеру, у Стефана Рурака) «ошибки» оказываются оригинальным приемом. Они используют брутальность в картинах и вещах нарочито, и в этом у них много общего с Полом Эвансом, одним из моих любимых дизайнеров.
Обычно я ищу такие предметы, которые в интерьере могут выглядеть как ювелирное украшение. В них должны сочетаться противоположные качества: и драйв, и рок-н-ролл, и очарование, склоняющее к созерцанию. Я охочусь за работами, которые можно назвать оригинальными в отношении культуры прошлого и настоящего, а также теми, где материал или техника обретают неожиданный контекст. Коллекционные предметы, расширяющие границы каждого из этих составляющих (материала, техники, культуры), и есть настоящее сокровище.
Сейчас дизайн пересекается с искусством в неявном «сером» пространстве. Функциональное искусство все же остается искусством, не так ли? Нефункциональный дизайн — это и дизайн, и искусство. Предметы, балансирующие на этой грани, и стоит собирать. Особенно ценно найти художника, который первый осмысленно преодолел этот барьер и перешел от старой идеологии к новой, кто задал некий тренд. И тогда мы можем говорить о трендах как актуальном явлении: ведь именно благодаря моде то, что было почти мусором, теперь включено в крупные аукционные продажи по всему миру и в музейные коллекции. Тенденция может быть хорошим явлением: она фокусирует внимание на зна- чимом. На том, что стоит узнать и что нужно коллекционировать. Коллекция оказывается лучшим образовательным проектом и лучшим способом сохранить историю. Из нее можно бесконечно черпать знания и наслаждаться ими.
О красоте и качестве
Красота для меня означает постичь то видение, которым обладает дизайнер. Важно понять: коллекционная вещь — это особенный, ни с чем не сравнимый уровень совершенства детали. Коллекционный объект всегда несколько больше, чем просто мебель. Он говорит о большем — об искусстве. Возможно, сейчас самое интересное время для коллекционирования, так как столько нового никогда прежде не встречалось ни в материалах, ни в методах, ни в концепциях. Я ищу красоту, историю и душу в объектах, для меня они представляют нашу культуру в прошлом и настоящем. Совет тем, кто только начинает создавать свою коллекцию — покупайте то, что любите! Сначала хорошенько подумайте о том, что вам нравится по-настоящему, и потом действуйте в соответствии со своей интуицией!