Пит Хайн Эйк: «проблема не в вирусе, а в необратимой глобализации»
29 апреля 2020 г.
Пит Хайн Эйк, один из ведущих дизайнеров Нидерландов, рассказал ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН о трансформации профессии и об отсутствии страха перед пандемией.
Если говорить о ситуации с дизайном, которая сложилась сейчас, необходимо вспомнить историю. До второй мировой войны дизайнеров в широком смысле и как отдельной влиятельной профессии не было. Инженеры и архитекторы разрабатывали продукты для отраслей, в которых они работали. В графическом дизайне была та же схожая ситуация. Позже промышленный и графический дизайн второй мировой войны стали отдельными направлениями для изучения: их акцент был сосредоточен главным образом на промышленном проектировании. Однако, если мы посмотрим на 2000-е, то увидим, что во всех академиях модным стал не промышленный, а «социальный дизайн». И на мой взгляд, это важнейшая часть дизайна помимо традиционной его роли.
По теме: Пит Хайн Эйк: герой голландского дизайна

Самым важным изменением, надеюсь, будет трансформация самой роли дизайнера. Он станет универсалом, думающим целиком обо всем процессе: от идеи до появления продукта у конечного потребителя. Дизайнеры также должны быть ответственными за все этапы и, по возможности, влиять на процесс. Они должны участвовать в принятии решений, поскольку часто они гораздо более образованы как универсалы по сравнению с представителями других профессий: технических, финансовых, юридических. И ко всему прочему они невероятно креативны!
Дизайнеры уже работают по всему миру. Это также помогает им думать о глобальных проблемах — и это еще одна причина, по которой они могут или должны входить в советы директоров.

Что касается нынешней ситуации с коронавирусом, я думаю, что мы должны быть в какой-то степени благодарны: он не так ужасен, как испанский грипп 1918-1919 годов или средневековая бубонная чума. Вероятно, эта проблема будет существовать во все времена — и еще большой вопрос, не появится ли со временем гораздо какой-нибудь более серьезной разновидности. Возможно, сейчас наивно думать, что мы лучше подготовлены благодаря передовым современным медицинским знаниям, отличным от тех, что были пару веков назад. Нынешняя проблема не столько в вирусе, а в огромной и необратимой глобализации.
В будущем, надеюсь, акцент с социального дизайна сместится на более широкий круг проблем — в поле внимания должны попасть все аспекты. Мир дизайна сейчас слишком сфокусирован на удовлетворении пожеланий потребителей, а не на собственно изменении потребительского поведения — и это сейчас основная проблема индустрии.
