Друг Дали Оскар Тускетc: модернизм и сюрреализм
Оскар Тускетс Бланка (Oscar Tusquets Blanca, р. 14 июня 1941) — испанский архитектор, дизайнер и художник. Он один из последних живых классиков, олицетворяющих неукротимую жизнеспособность и творческий потенциал современной испанской культурной и интеллектуальной жизни.
По теме: Лоренсо Кастильо: испанский декоратор и антиквар
Родился Тускетс в Барселоне. Высшее образование получил в Высшей технической архитектурной школе (Encuela Técnica Superior de Arquitectura) и по окончании работал в бюро вместе с Луисом Клотетом (Lluís Clotet), Пепом Бонетом (Pep Bonet) и Кристианом Кириси (Cristian Cirici).
«Я получил диплом архитектора в 1964 году. И тогда мне было интересней следить за тем, что происходит в Милане, а не в Мадриде. Там не нужно было объяснять, почему архитектор может и должен создавать мебель, в Италии существовала глубокая традиция такого проектирования. Маджистретти, Соттсасс, Кастильони — у всех была подобного рода практика. После нескольких лет, проведенных между Испанией и Италией, мне показалось совершенно естественным создать дизайнерскую компанию в Барселоне — это случилось в 1972 году, мы основали ее с друзьями. Возможно, это было наивным, но у нас все получилось. Наверное, неправильно было бы называть те вещи «промдизайном», поскольку они были очень далеки от больших тиражей. В частности, одной из первых была мебель по мотивам Сальвадора Дали».
Тускетс был близким другом Сальвадора Дали и сотрудничал с художником на протяжении нескольких десятилетий. Первый их совместный предмет, над которым они работали в 1972 году, была знаменитая комната Мэй Уэст в театре Дали в Фигерасе. Именно для нее был разработан диван в виде губ —Dalilips. Диван задумывалось производить массово из полиэтилена на фабрике BD Barcelona, однако из-за технологических ограничений его по-настоящему массоваое производство стало возможным только в 2004 году, спустя 15 лет после смерти Дали. Тускетсу на тот момент было уже 75 лет. В разные годы, взяв мебельные элементы из картин Дали, Тускетс превратил их в настоящие объекты: в овечку-телефонный стол с выдвижным ящиком в «животе» или стул на высоких каблуках.
Дали настолько доверял вкусу Тускетса, что назначил его одним из 12 учредителей своего Фонда Gala Salvador Dali: учреждения, удостоверяющего, какие продукты являются официальными работами Дали. Это еще больше укрепило связь между музеем Дали и фабрикой BD Barcelona.
Тускетс наряду с развитием мебельного дизайна в Испании продолжает активно сотрудничать с ведущими итальянскими фабриками: он разрабатывает вещи для Driade, Alessi и других компаний. Однако вскоре ему становится интересней проектирование больших архитектурных объектов — и в 1987 году вместе с архитектором Карлосом Диасом он создал Tusquets, Díaz & Assoc. Главными направлениями бюро стали архитектура, городское планирование, дизайн интерьеров и коммерческий дизайн. Среди работ этого периода — жилой комплекс в Фукуоке (Япония), объекты олимпийской деревни, жилой и торговый комплекс Sant Gervasi в Барселоне.
В настоящее время Тускетс руководит несколькими проектами на Канарских островах — это отели и парки. Он пишет книги и продолжает активно заниматься дизайном, и развитием дела жизни — компании BD Barcelona. Если раньше большую часть его заказчиков составляли итальянские компании — Alessi, Zanotta, Cassina, Moroso, то теперь современные испанские — Exporpim и другие. Он и стал той ключевой фигурой промышленного дизайна Испании. Во многом благодаря ему в Испании развилась дизайнерская индустрия.
«Разница между архитектурным и дизайнерским подходом, такова, что архитектор в первую очередь стремится решить некую проблему. Он не слишком заинтересован в том, чтобы прорабатывать соединительные детали и прочие мелочи, которые на самом деле в дизайне очень важны. То есть архитектор ищет неразрешенное — и решает его. А дизайнер хочет сперва понять, как это будет произведено, как будет работать каждый конкретный материал в данном случае. К примеру, Хайме Айон больше заинтересован в создании образа, а не в решении проблемы. Он больше нацелен на коммуникацию — я же больше ориентирован на то, насколько вещь удобна и хорошо сделана. Я просто классик».