Итальянский дизайнер Лука Никетто давно живет и работает в Стокгольме. Сейчас его бюро специализируется не только на промышленном дизайне, но и на дизайне интерьера и на архитектурном проектировании. Nichetto Studio работает с различными брендами и клиентами со всего мира, основывая свою проектную деятельность на дизайн-мышлении.
По теме: Лука Никетто: рассудительный венецианец из Стокгольма
«В Швеции мы видим совершенно иной подход к ситуации с коронавирусом, чем в других странах. Правительство не вводит строгих ограничений на передвижения людей. Люди по-прежнему гуляют по улицам, сидят за столиками, разрешено собираться группами до 50 человек. Извне жизнь в Швеции выглядит совершенно обычно, словно никаких изменений не произошло. В Швеции плотность населения не такая большая, как в других странах Европы. И здесь процент молодых людей гораздо больше, чем в Италии.
Лично я весьма скептически отношусь к отсутствию строгих мер, и сам придерживаюсь правил, принятых в других странах. Уже больше трех недель как я изолировал себя и свою семью, и все мои сотрудники работают удаленно. Мы заказываем продукты и другие необходимые вещи онлайн, дети не посещают школы. Реакция людей зависит скорее от того, в какой точке столкновения с вирусом они находятся. Если вы теряете кого-то с кем вместе росли (как произошло у меня) — отношение к потенциальной опасности и тому, насколько хрупок человек, радикально меняется.
Доверять гражданскому самосознанию людей — это хорошо и очень типично для Швеции. Но по моим наблюдениям далеко не все люди соблюдают эти рекомендации. Недавний, поразивший меня пример: мы были на балконе с моим сыном, и рядом на улице нас увидел сосед, который спрашивал, не хочу ли я купить стол и две скамейки: ведь на следующей неделе будет отличная погода, +15 градусов, и было бы здорово проводить время на улице.
Сейчас заметно, как европейские общества разделились на два типа: те, которые работают над ситуацией и ответственны за то, что происходит в стране, и те, которые прикрываются «косметическими» лозунгами. По моему мнению, ситуация в Швеции скорее относится ко второму типу. Те меры, которые приняты, очевидно недостаточны. Возможно, что я в определенном смысле сам эмигрант. Для меня эти полумеры скорее означают циничный подход, при котором большинство сервисов в стране остаются рабочими (Швеция сама по себе почти ничего не производит, и сервисы — это и есть ее экономика). Правительство своими мерами пытается поддержать экономику, чтобы она не сколлапсировала, и не ввела страну в еще больший кризис.
В дизайнерской индустрии наступают сложные времена. Разумеется, некоторые области, в зависимости от их типологии, пострадают в меньшей степени, но та классическая индустрия мебели и предметного дизайна окажется перед лицом серьезных изменений. Сначала этот кризис воспринимался как избавление: два месяца назад все говорили о том, что индустрия работает слишком много, нужно что-то в ней менять радикальным образом, что потребление избыточно. Но реальность в том, что когда мы начнем выходить из этого кризиса, огромное количество компаний уже не будут существовать. Индустрия станет гораздо беднее, чем сейчас. Будет меньше инвестиций в коммуникацию и брендинг. Институции, такие как Fuorisalone или масштабные инсталляции будут казаться непозволительной роскошью. Новая реальность сфокусируется на создании новой типологии вещей. Вероятно, некоторая часть из них будет только виртуальной.
Стратегии маркетинга изменятся кардинально. Мы увидим новые стандарты «нормального». Поскольку выход из кризиса по самым оптимистичным прогнозам займет минимум два года, нам нужно самим сформировать те самые критерии, по которым будет оцениваться новая «норма». Мы должны усвоить урок, как после падения подняться и расти снова. Мы будем гораздо более внимательными к пониманию того, где проходят границы.
Думаю, что в ситуации, когда все производства остановлены на неопределенный срок, выживут только те, у кого круглый счет в банке. Мы должны быть креативными в понимании того, какие новые привычки потребления появятся у людей (помимо привычки работать дистанционно). Дизайнеры не должны ждать, когда появится материал для анализа — они должны сами формировать потребительские привычки и определять, что действительно заслуживает покупки. Мы должны подтолкнуть потребителей к тому решению, которое окажет им хорошую услугу позже.
Мы должны больше думать о ремесле, качестве и устойчивости. Огромное количество людей сейчас остаются в своих домах, и понимают все лучше, чего им не хватает. Будут востребованы проекты, в которых важна не только функциональность, но и эмпатия — то, что может вызвать у человека улыбку, хорошую эмоцию. Мой прогноз — растущий запрос на создание как можно большего количества подобных «эмоциональных» вещей. Чувство счастья окажется ключевым в дизайне.
Что касается поддержки государства малому бизнесу, то она не просто желательна — это одно из основных условия выживания. Мы не надеемся на нее — мы требуем. Мы уже подали заявку на компенсацию зарплатных выплат: государство заявляет о том, что компенсирует большую их часть, иначе бизнесу не выжить — при тех высоких налогах, которые существуют в Швеции, это минимальная поддержка — и, если быть откровенным, все ожидают гораздо большего.
Сейчас все в мире ждут двух сценариев развития ситуации: или коронавирус исчезнет сам по себе, или врачи найдут вакцину. Второй сценарий более вероятный, однако судя по заявлениям врачей ждать придется около года. Представьте, что все мы будем изоляции в течение длительного периода. Нужно либо найти протокол выхода из дома, по которому станет возможным посещение производства — как мы знаем, в Германии и Австрии многие производства работают до сих пор, и возможно нам нужно обратить внимание на их опыт. Нужно быть активными и креативными, чтобы найти путь для альтернативных презентаций. Италия — одна из самых недиджитализированных стран в Европе, и теперь для нее настало время серьезных изменений.
Сейчас мы ведем множество переговоров с владельцами цифровых платформ, которые могли бы помочь в развитии бизнеса моих клиентов. Я говорю о международной сети таких платформ: они находятся в Германии, Швейцарии, Великобритании, Америке. Я верю, что мы найдем новый путь презентаций продукта. Очень важно сейчас ориентироваться на международный опыт, не оставаться в локальном сообществе. И вместе искать пути».