Astep — датская компания с итальянскими корнями. И хотя она появилась недавно, за ней стоит многолетняя интересная история. Бренд культивирует безукоризненный стиль и страсть к световому дизайну, которые воспитывались в семье Сарфатти на протяжении трех поколений.
По теме: Джино Сарфатти: авангард светового дизайна
У истоков компании стоит Джино Сарфатти — это имя многое скажет каждому, кто хоть немного интересуется дизайном. В 1939 году Сарфатти основал компанию Arteluce, которая быстро оказалась в авангарде светового движения. Дело продолжил его сын Риккардо, создав в 1978 году фирму Luceplan. Вместе с женой Сандрой Севери и архитектором Паоло Риццатто он придумал новую модель производства, связав светодизайн с технологическими инновациями. В 2014 году Алессандро Сарфатти, внук Джино, продолжил дело своей семьи и основал компанию Astep. Она базируется в Дании, но продукцию изготавливает в Италии.
«Мы должны работать во всех направлениях, и в каждом — найти что-то новое», — говорил мой отец, и он был прав. Потому что, пока мы движемся вперед, к чему-то более значимому, более актуальному — каждый шаг столь же ценен, как предыдущий, заслуживает такого же внимания и уважения». Так Алессандро Сарфатти объясняет кредо и название фирмы: a step в переводе с английского значит «шаг».
Ассортимент Astep небольшой, тщательно выверенный. Его можно разделить на две главные линии. С одной стороны, это классика послевоенного итальянского модернизма, культовые работы Джино Сарфатти, Виториано Вигано, дуэта Santi & Borachia. С другой — модели современных авторов, которые сосредоточились на новых технологиях, продолжая традицию интеллектуальных экспериментов. Удивительно, насколько лампы, которые в наши дни создали Альфредо Хэберли или Франсиско Гомес Пас, близки по духу да и визуально историческим шедеврам.
Джино Сарфатти (1912 – 1985) — дизайнер, ставший легендой, несмотря на отсутствие специального образования. Он мечтал о профессии авиационного инженера, обладал незаурядным умом и умел находить свежие решения там, где другим искать не пришло бы в голову. Сарфатти экспериментировал с новыми типами источников света, проводки, переключателей, отражателей, трансформаторов.
Модель на галогеновых лампах он создал уже в 1971 году. Его инженерный склад ума позволил продвинуть всю итальянскую промышленность в сторону современных технологий. Светильники компании Arteluce, основанной Джино Сарфатти, получили множество престижных наград, включая два «Золотых циркуля» — Compasso d’Oro и Почетный диплом Миланской Триеннале. В общей сложности за свою карьеру Сарфатти спроектировал более 600 разных ламп.
В 1973 году Джино Сарфатти решился передать управление компании Flos и продал ей свою фирму. С тех пор права на выпуск наследия Сарфатти переходили от его потомков к Flos и обратно. С 2017 года отдельные модели светильников его авторства бренд Astep запустил в рамках капсульной коллекции Flos with Sarfatti. Важно, что культовые модели адаптированы к запросам сегодняшнего дня. В частности, лампы накаливания и люминесцентные трубки заменены светодиодами, системы дополнены диммерами.
Одна из значимых моделей коллекции Flos with Sarfatti называется Le Sfere. Н
Светильник Candela был первым продуктом, выпущенным Astep. Он стал манифестом, который говорит об эволюции дизайна и технологий, а также об уважении к окружающей среде. Его спроектировал миланец, родившийся в Аргентине, Франсиско Гомес Пас. Для Candela компания Astep разработала новую систему аккумулирования энергии: она генерирует электричество из тепла пламени, благодаря термоэлектрическому эффекту Зеебека.
Работая на биоэтаноле, чистом, натуральном и возобновляемом топливе, произведенном из растений, Candela вырабатывает собственное электричество для обеспечения светодиодной подсветки и зарядки мобильных устройств через USB. Использование огня для работы LED-светильника — впечатляющий симбиоз самой древней и новейшей форм освещения.
Модель Nox — воплощение таланта Альфредо Хэберли. Название переводится с латинского как «ночь». Беспроводная система зарядки с индукционной технологией позволяет использовать лампу без подключения к источнику питания. Светильник состоит из четырех элементов: основание-аккумулятор, алюминиевый корпус с системой зарядки, рассеиватель из опалового выдувного стекла, держатель.
Подвесной светильник 2065, разработанный в 1950 году, подчеркивает экспериментаторский подход Джино Сарфатти к дизайну. В то время излюбленным материалом светотехнической промышленности было стекло. Но когда Сарфатти в 1949–50 годах получил первые образцы нового полимера метакрилата, который был намного прочнее и легче стекла, эксперименты привели его к новой подвесной лампе.
Диффузор в модели 2065
Напольный светильник Model 1063, созданный Сарфатти в 1954 году, в свое время был символом авангардного светодизайна. В нем Джино Сарфатти стремился продемонстрировать эстетическую ценность источника света как такового: главный компонент дизайна — люминесцентная трубка. Модель излучает как прямой, так и отраженный свет. Основа уравновешена алюминиевой коробкой, которая содержит блок питания. В ремейке оригинальная люминесцентная лампа была заменена светодиодным модулем с регулируемой световой температурой и функцией диммирования.
Разработанная в 1951 году настольная лампа 548, — результат исследования баланса и отраженного света, эти темы постоянно занимали Джино Сарфатти. Модель 548 обеспечивает как отраженный, так и рассеянный свет благодаря регулируемому прожектору, направленному вверх к отражающему экрану.
Большой диффузор из оранжевого, синего или белого метакрилата создает сложный световой эффект. Прожектор из окрашенного в белый цвет алюминия установлен на стержне из латуни, другой латунный стержень, у основания, служит противовесом. В переизданной модели лампа накаливания заменена светодиодным источником, также в нее встроен диммер.
Модель 537 Джино Сарфатти увидела свет в 1950 году. Она отличается утонченной элегантностью: сочетает «богатые» материалы и изобретательный дизайн. Большой алюминиевый отражатель черного или белого цвета монтируется асимметрично на лакированном или матовом латунном стержне, который слегка скручивается, балансируя на мраморной основе. Важная часть конструкции, стержень выходит за пределы отражателя, выступая в качестве практичной ручки.
Модель 2129 Джино Сарфатти 1969 года называют функциональным произведением искусства: она притягивает взгляд.
Значимый автор бренда Astep — Витториано Вигано (1919 —1996). Сын живописца и гравера, он окончил факультет архитектуры легендарного миланского Политеха в 1944 году. Междисциплинарный талант, Вигано работал в различных масштабах: от промдизайна до архитектуры, от интерьера до городского и ландшафтного планирования. Критики единодушно признают его самым важным итальянским представителем брутализма. Вигано был арт-директором Arteluce, компании, основанной Джино Сарфатти, и разработал для нее немало бестселлеров, среди которых наиболее известна серия VV Cinquant. Сегодня ее представляет Astep.
Cерия VV Cinquanta, появившаяся в 1951 году, включает модели разных типов: подвесные, напольные, настольные. Их объединяет общее свойство: отражатель можно поворачивать и наклонять, варьируя тип освещения, от прямого до отраженного. Отражатель VV Cinquanta изготовлен из литого алюминия и доступен в оригинальных цветах, предусмотренных Витториано Вигано.
В Москве светильники бренда Astep можно приобрести в «Салоне светильников на Малой Ордынке». Здесь представлено обширное предложение от датского бренда.