Japonism — безусловный тренд 2020 года. Все больше европейских компаний стремятся обогатить свой опыт японскими ремесленными техниками, а японцы начали издавать наследие скандинавского модернизма и итальянского радикального дизайна. Дзен-минимализм становится популярен как и двадцать лет назад. Что неудивительно. Японские бренды обладают удивительной способностью создавать актуальный, функциональный и притом устойчивый дизайн. Их предметы хорошо продуманы, хорошо разработаны и хорошо сделаны.
По теме: Japonism: три новых тренда из Японии
1 Karimoku
Бренд Karimoku New Standard входит в группу Karimoku, сеть компаний, охватывающую закупки, производство, розничную продажу и дистрибуцию. Ее история начинается в 1940 году, когда Шохей Като приобрел старую лесопромышленную компанию и основал небольшой деревообрабатывающий цех в городе Кария, Айти. Компания производила детали, а в 1960-х годах запустила собственную линию мебели, вскоре превратившись в одного из ведущих производителей деревянной мебели в Японии. Бренд Karimoku New Standard, основанный в 2009 году, призван задать новый стандарт японской мебели, соединяя передовые идеи и качественное производство, техники местных ремесленников и опыт международных дизайнеров, среди которых Натали дю Паскье, студия Big-Game, Кристиан Хаас и другие. Древесину используют из возобновляемых лесов, находя применение даже стволам небольшого диаметра, которые обычно выбрасывают.
2 Maruni
Maruni — одна из первых японских компаний, которая стремилась создавать и массово производить деревянную мебель на основе принципов разделения труда и использовать методы, не требующие ручной работы ремесленников. Такео Яманака, основатель Maruni Wood Industry, провел свое детство в Миядзима в префектуре Хиросима, месте, богатом традициями ремесел в области работы с деревом. Он долго изучал свойства и возможности древесины как материала и после окончания университета создал Яманакский научно-исследовательский институт. Это стало отправной точкой для Maruni Wood Industry. Лесопромышленный комплекс Maruni — наследник фабрики Showa Mageki Kojo. Основанная в 1928 году, эта компания внедрила технику обработки гнутой древесины, которая в то время считалась чрезвычайно сложной. Название компании было изменено на Maruni Wood Industry, Inc. в 1933 году. Сегодня арт-директором Maruni является Наото Фукасава, один из самых влиятельных дизайнеров планеты, а «утонченно простую» мебель проектируют Джаспер Моррисон, Альберто Меда, Микеле де Лукки, Nendo и другие.
3 Muji
С 1980 года клиенты, которые посещают магазины Muji по всему миру, включая аэропорты, не обязательно хотят жить в традиционном японском доме с пустыми пространствами, татами и бумажными перегородками. То, что они ищут, — это минималистские продукты, продуманные системы хранения и простые, но функциональные объекты, включая одежду и косметику. Бренд делает ставку на концепцию «меньше — значит больше». В его ассортименте множество продуктов от шариковых ручек до кастрюль, от популярных прозрачных штабелируемых контейнеров, содержимое которых легко просматривается сквозь стенки ящиков, до настенного CD-плеера, который можно включить, просто потянув за шнурок. Компания продает даже префабы: дизайнером первых двух серийных домов стал Кенго Кума.
4 2016/Arita
Согласно легенде, в 1616 году в Арите, на острове Кюсю, на юге Японии, корейский гончар Ли Сампхён обнаружил залежи каолина, необходимого для производства фарфора. До этого момента фарфор в Японии был привозным, из Китая: свой производить не получалось из-за отсутствия сырья. Сегодня Arita — звезда дизайнерских ярмарок. Под современным руководством арт-директора Терухиро Янагихара, бренд проявил себя как наследник традиции, созвучной нынешнему времени. Сотрудничество с международными дизайнерами превратило Arita в лабораторию идей, где традиции развиваются, но техника остается неизменной: в основе по-прежнему глина и щебень. Среди хитов марки — переизданные блюда Palace Hotel Tokyo (1961) с рельефными хризантемами, цветочной эмблемой императорской семьи. Благодаря более высокой плотности глины, из которой сделана посуда Arita, она не боится посудомоечной машины.
5 Ha’ Porcelain
В поселке Хасами, недалеко от Нагасаки и примерно в тридцати километрах от мастерских знаменитого производителя фарфора Arita, четыреста лет назад начали делать прекрасный фарфор. Чуть более года назад, на выставке Maison & Objet, компания Ha' Porcelain представила свои новые вазы. Округлые, напоминающие тубы, для комнатных растений или срезанных цветов, эти вазы демонстрировали другой фарфор — очень матовый, телесно-розовый, бледно-зеленый, темно-серый или белый. Другие новинки — круглые, как яблоки, вазы всего для одного стебля. За именем Ha' Porcelain стоят производитель фарфора Sakai и английский дизайнер Себастьян Берн, арт-директор бренда. Для него эти вазы позволяют впустить природу даже в самое маленькое пространство. В основе дизайна — открытость и красота самого простого объекта повседневной жизни.
6 Meetee
Бренд Meetee был основан в Хиросиме на базе компании Fuchu Furniture, унаследовав ее методы и традиции. Meetee — одна из японских компаний, специализирующихся на деревообработке, которые посчитали, что будущее связано с инвестициями в современный дизайн. Но о традициях ремесла здесь не забывают. Так, стул Nadia, спроектированный Джином Курамото, вдохновлен традиционной техникой соединия фрагментов древесины «кумики». По следам Джина Курамото с брендом стало сотрудничать датское трио Claesson Koivisto Rune, которое спроектировало пять стульев. Посетив Хиросиму, немецкий дизайнер Штефан Диц был вдохновлен сундуками для кимоно из древесины павловнии и создал Kiri, коллекцию небольших настенных шкафов, дверцы которых поднимаются и складываются пополам, а петли соединены тонкой лентой. Это почти фьюжн-дизайн: разработан в Германии, рожден в Японии.
7 Yamagata Dantsu
Некоторые ковры настолько красивы, что их можно повесить на стену, как нео-гобелены. Именно такие стремятся создавать Хироаки Ватанабе, президент Oriental Carpet Mills (компании, основанной в 1935 году и после ставшей Yamagata Dantsu), и его сын Такаши. Yamagata Dantsu предлагает единственные в Японии ковры, которые полностью производятся в своими силами: прядение, крашение, плетение, послепродажное обслуживание. Спустя 80 лет бренд ставит своей задачей «принести традиции и мастерство в будущее», сотрудничая с выдающимися японскими авторами, среди которых архитектор Кенго Кума, промышленный дизайнер Кен Кийоюки Окуяма, креативный директор Касива Сато, художник Хироши Сенджу и дизайнер Микия Кобаяси.
8 Ariake
Ariake — это мебельный бренд, основанный Legnatec и Hirata Chair, двумя фабриками из города-производителя мебели Мородоми в префектуре Сага, и названный в честь моря Ариакэ, бухты на юге Японии. Кроме того, японское слово ariake означает «рассвет», что символизирует новую главу для двух фабрик, которые начали сотрудничество с международными дизайнерами. Список космополитичен: Шин Азуми, Кейджи Ашизава, Габриэль Тан, Стаффан Хольм, Anderssen & Voll, Зоэ Моват, Norm Architects и Studio MK27. Бренд предлагает коллекцию из 30 предметов, сделанных из дуба, ясеня, хиноки, кедра, кожи, бумажного шнура, хлопкового холста, текстильной обивки и уникальных отделок, таких как красители суми и индиго. Лаконичную мебель Ariake можно встретить как в современной европейской гостиной, так и в традиционной японской гостинице рёкан. И она оптимально смотрится в компании предметов скандинавского дизайна.
9 Delfonics
Delfonics — производитель канцелярских товаров, которые бренд называет «не только инструментом, но и культурным порталом». Компания, основанная в 1987 году, была названа в честь музыкальной группы из 1960-х годов. В основе ее концепции лежит идея о том, что канцтовары призваны высвободить творчество: их нужно выбирать так же, как книги, музыку или фильмы. Рождение бренда было отмечено ежедневником, в который можно было вписать свои собственные даты. В 1988 году Delfonics начала разрабатывать и производить датированные ежедневники. Они были уникальными, и свежий дизайн привлек внимание не только на рынке канцелярских товаров, но и в других сферах, в том числе, индустрии моды. В 2012 году у Delfonics открылся магазин в парижском торговом центре Carrousel du Louvre. Магазины в Токио и в Осаке имеют галереи, где проводятся небольшие выставки. Также у бренда есть Six Factory — экспериментальная база, которая является домом для целого ряда мероприятий с музыкой и визуальными образами, она публикует бесплатную газету для продвижения событий и выпускает книги и компакт-диски.
10 Hosoo
Текстильная компания существует с 1688 года. Cпециализируется на тканях высшего качества для дизайна интерьера и моды. История Hosoo восходит к шелковому производству в Киото VI века, и сегодня компания известна своими навыками использования традиционных японских технологий трехмерного ткачества. Любимая императорским двором и элитой самураев, «нисидзин» — это особая технология окрашивания и плетения пряжи, разработанная более 1200 лет назад и используемая для кимоно. Сегодня ткани Hosoo доступны по всему миру для производителей мебели, архитекторов, дизайнеров интерьера и дизайнеров одежды через открывшийся в 2019 году House of Hosoo, выставочный зал и офис компании. В шоуруме находится галерея, где сейчас выставлены работы дизайнера Мэй Энгельгер: она гостит в резиденции в рамках сотрудничества с брендом. Ткани Hosoo использованы в бутиках Dior и Chanel, оформленных Питером Марино, бутиках Louis Vuitton, Bvlgari и Graff, магазинах Mikimoto в Японии и Китае и многих других.