Бёрге Могенсен (Børge Mogensen, 13 апреля 1914 — 5 октября 1972) — один из самых тонких авторов XX века, оказавший огромное влияние на формировании феномена датского дизайна и один из основателей марки Fredericia. Для создания повседневных вещей он находил вдохновение везде, и стремился, чтобы предмет служил человеку, а не наоборот. «Моя цель — создать такие элементы обстановки, которые будут служить людям. Именно человеку, а не предмету, принадлежит ведущая роль в интерьере. Дизайнеры не должны принуждать человека адаптироваться к мебели».
По теме: Испанское кресло датского дизайна
Бёрге Могенсен создавал основу датской культуры мебельного дизайна. На протяжении всей жизни он проектировал долговечную и функциональную мебель, которая сделала бы жизнь человека удобней. За свою недолгую (58 лет) жизнь он успел поработать во всех мебельных жанрах.
Могенсен считал, что мебель должна создавать ощущение спокойствия и иметь достаточно скромный вид, чтобы человек почувствовал обаяние неприхотливой жизни. Могенсена любили за его интуитивное, мастерское понимание материалов и пропорций, а также за способность красиво подчеркнуть простые линии. Его приемы были нацелены на то, чтобы создать эстетически внятные и четкие проекты, легкие в производстве.
Дизайнер сам выработал критерии, по которым работал. Этот цельный человек удивительным образом сумел передать мебели черты своего характера — скромность и уверенность в себе. Он никогда не избегал больших дизайнерских споров, более того — его голос был самым смелым на архитектурной сцене Дании середины XX века. Он часто критиковал своих современников за отказ от их художественной аутентичности и оригинальности в пользу скоротечной моды. Однако всегда оставался первым, кто продвигал инновации, которые, по его мнению, предлагали реальное развитие и решение проблем.
В юности он был одним из лучших учеников школы: квалифицированным краснодеревщиком и дизайнером мебели, получившим образованием в Копенгагенской школе декоративно-прикладного искусства, и после в школе дизайна при Королевской датской академии художеств. Его учителем был Кааре Клинт, выдающийся архитектор и дизайнер. Могенсен закончил обучение у Клинта в 1941 году, и на протяжении всей своей карьеры продолжал защищать идеалы эволюционного проектирования, которые развивались в школе Клинта. Но, в отличие от Клинта, Могенсена вдохновляли не только традиционные ремесла. Он адаптировал модели, созданные вручную, к промышленному производству и к типу массового жилья, появившегося в 1960-х.
В 1948 году в жизни Могенсена случилось знаковое событие: он принял участие в международном конкурсе MoMA на проект недорогой мебели. Приза не получил, но получил бесценный опыт. Вернувшись домой в Данию после музейной выставки в Нью-Йорке, где были представлены прототипы победителей, он настолько вдохновился увиденным, что начал эксперименты с фанерой. В его работах 50-х годов слились тенденции международного модернизма и его собственные представления о правильном дизайне. В этот период он фанатично изучает этнические искусства и ремесла, литографию и японскую резьбу по дереву.
В 1950 году Могенсен открыл собственное частное дизайнерское бюро, а вскоре, в 1952 году, начал сотрудничать с молодым интерьерным архитектором и предпринимателем Андреасом Граверсеном, будущим владельцем компании Fredericia Furniture. Граверсен приобрел фабрику Fredericia в 1955 году: это ознаменовало не столько профессиональное партнерство с Могенсеном, сколько начало крепких дружеских отношений, объединенных общим желанием создавать простую, качественную и эстетичную мебель. Они были оба очень увлеченными и страстными, и иногда часто темпераментно спорили по поводу различных моделей: любопытно, что Граверсен всегда уступал требованиям дизайнера. Результатами этих споров стали классические и узнаваемые модели фабрики.
Одно из самых узнаваемых кресел, созданных Могенсеном, — Spanish Chair — «Испанское кресло». В этой модели 1958 года максимально сконцентрировались все наработки Могенсена в сочетании массива дуба и седельной кожи. Стул был представлен в 1958 году в рамках инновационной выставки, представлявшей «жилую единицу будущего». На стендах было создано открытое жилое пространство, и стул выступал главным его акцентом, а не вспомогательной деталью обеденных столов.
«С годами я все более ограничиваю себя в выразительных средствах, — говорил Могенсен. — Я помещаю себя в очень узкие рамки, и строго блюду границы тех возможностей, в которых остаются форма и материал. Иногда я сознательно нарушаю эту границу — и тогда перехожу к новому этапу творчества».
Примером поздних проектов Могенсена является Canvas Chair (1970), это одно из его последних произведений. Здесь стремление создавать простые структурные формы, в которых свойства материала оптимизируются в идеально пропорциональных конструкциях, достигло своего предела. Плоское сиденье и спинка, подвешенные между круглыми брусками дерева, опираются на прямоугольные детали из массива дерева, служащие рамой.
Контраст между плоским холстом, круглыми опорами и прямоугольной рамой — фирменный знак Могенсена, который любил использовать сильные горизонтальные и вертикальные линий. Монохромный стул стал реакцией на кричащую моду 70-х годов с ее ярким цветом и использованием пластика. Могенсену было гораздо ближе ценности непринужденного, близкого к природе образа жизни, где ценились базовые формы и органические элементы, происходящие из естественной среды.
Могенсен получил медаль Экерсберга 1950 года, а также высшие архитектурные награды в Дании: C.F. Медаль Хансена в 1972 году. В 1971 году он и Андреас Граверсен вместе получили датскую премию за мебель за вклад в мебельную индустрию Дании, а в 1972 году Могенсен был назначен почетным королевским дизайнером в области промышленного производства Королевского общества искусств в Лондоне. Примеры проектов Могенсена можно увидеть в ведущих музеях дизайна по всему миру.