Луиджи Качча Доминиони (Luigi Caccia Dominioni, 07.12.1913 — 13.11.2016) — блестящий архитектор и дизайнер, во многом благодаря которому Милан обрел свой современный облик. Доминиони наравне с Джо Понти считают отцом итальянского промышленного дизайна. Рациональность, помноженная на красоту классических линий — этой формулы Доминиони придерживался всю свою жизнь.
По теме: Джо Понти: девять принципов архитектора
Долгая жизнь Доминиони (он прожил почти 103 года) — это блестящая карьера утонченного архитектора. Его проекты отличали сложная пространственная артикуляция и использование драгоценных материалов. Среди его самых известных работ: Casa Caccia Dominioni на площади Сан-Амброджо (1949-1953), жилой дом на улице Виа Ньево (1954-1955), жилой дом на площади Карбонари (1960-1961), коммерческое здание на Корсо Монфорте (1963-1964, где выставочный зал Flos расположен на первом этаже) и Casa Geronazzo на Виа Тамбурини (1960-1968).
Выходец из аристократической семьи, Доминиони культивировал интеллект и безошибочный стиль, которые способствовали успеху «миланской школы» во всей стране и за рубежом. Он был тем, кто начале 1950-х годов входил в группу молодых амбициозных миланских архитекторов и дизайнеров, чья деятельность охватила все сферы: от городского планирования до меблировки. Деятельность группы сопровождалась манифестами, выработкой рабочей философии и эстетической чувствительности, направленной на создание стиля «нового человека», homo novus.
Учился Доминиони в знаменитом миланском Политехе (тогда он назывался Королевский высший технический института). Среди его учителей были Луиджи Моретти и Пьеро Порталуппи. У первого он научился чувствовать все аспекты глубокого пространственного понимания, второй преподал ему важный урок: следовать своему собственному пути, независимо от того, куда он ведет, даже если это приводит к необычным исключениями из правил. Именно в Политехе он и познакомился с братьями Ливио и Пьером Джакомо Кастильони; они были его однокурсниками.
Братья Кастильони стали не просто друзьями, с Доминиони их связывало творческое сотрудничество. Вместе они после получения дипломов открыли совместную студию в районе Порта Нуова. Впоследствии они совместно разрабатывали серию передовых радиостанций. Одной из самых ранних работ, принесших известность Доминиони, было знаковое Радио Phonola 547, созданное по случаю VII Триеннале в Милане в 1940 году. Новое техническое решение, четкое цветовое оформление и округлые контуры, смоделированные в бакелите, радио Phonola 547 задала новый стандарт современного радио-устройства: это был четкий по линиям и компактный объект.
Однако Доминиони еще до знакового тандема с Кастильони стал одним из создателей компании Azucena, это случилось в 1947 году. В рождении этой марки также участвовали архитекторы Коррадо Корради Делл'Аква, Игнацио Гарделла, Мария Тереза и Франка Този, Вико Маджистретти. Фабрика должна была воплотить смелые проекты архитекторов: ее производство основывалось на ремесленных практиках в сочетании с приемами промышленного дизайна. Больше частью она производила мебель и светильники для миланской буржуазии.
Доминиони создавал легко узнаваемые типологические образы посредством уникального слияния промышленного производства и тонкого ремесла. Таким образом он реагировал на идеи, возникающие в художественном авангарде. Эти черты, ярко проявляются в одной из основополагающих работ дизайнера, лампе Sаssо 1948 года. Дизайн этой лампы — интеграция органической формы природного объекта (основание сделано из полированной речной гальки) с компактным тектоническим опорным стержнем из латуни и черным эмалированным металлическим отражателем. Лампа долгое время являлась символом изобретательного подхода фабрики. Более того, именно эта лампа подтолкнула молодого Акилле Кастильони к поискам новых способов повторного сочетания и использования найденных объектов: этот подход проявился в его знаменитом светильнике Тоiо (1962), где были применены автомобильные фары.
Вещам Доминиони с самого начала была свойственна природная естественность, элегантность. В каком-то смысле его стиль отразил стиль жизни нового делового послевоенного Милана: в нем сочетались сдержанность и утонченность, что утверждило город как столицу дизайна. Силуэты мебели Доминиони были одновременно округлыми, и заостренными.
Выдающиеся образцы его дизайна — стол Cavaletto 1949 года, стул Catilina 1957 года и элегантный настольный светильник Monachella 1953 года, демонстрирующий почти аэродинамическую форму абажура. Последующие работы (кровать Bicolore 1989 года) обнаруживают смелую трансформацию исторических форм и обращение к нео-египетским исследованиями Массимо Сколари. Доминиони ловко балансирует между легким и драматическим в своем дизайне. Его подход воплощает разговор между традицией и современностью, который является отличительной чертой миланского модернизма.
В своей архитектуре Доминиони пропагандировал разумное максимально разумное использование пространства, он мастерски обращался с небольшими объемами, визуально делая их больше. Одна из черт его стиля — превосходно решенные коридорные пространства и дверные проемы, которые для него были особенно важны: его образцы мозаик и терраццо до сих пор восхищают. Он делал архитектуру «для человека и вокруг человека».
Один из характерных приемов Доминиони-архитектора — переосмысление уже построенных зданий. За свою долгую и плодотворную карьеру Доминиони отреставрировал множество зданий и вилл. Так, необходимость расширения библиотеки, спроектированной им в 1965 году, дала возможность совместить реставрационную реконструкцию наиболее важных частей здания с созданием новых помещений, открытых для публики. Дополнительные площади были получены путем преобразования пространств подземного уровня в новые читальные зоны, ранее они использовались в качестве книжного депо.
Интерес к его наследию сейчас огромен: спустя два года со дня смерти великого классика в 2016 году компания B&B Italia инициировала переиздание 20 предметов по дизайну Доминиони. Работа велась в сотрудничестве с наследниками архитектора. С помощью этого переиздания компания надеется привлечь внимание к наследию великого мастера, в чьем архиве насчитывается более 180 проектов мебели и освещения.
«Талант этого решительного, сдержанного человека невозможно переоценить, — уверен Джорджо Бузнелли, владелец компании B&B Italia. — И мы бы хотели донести это достояние до широкой публики. В 2018 году в рамках Fuorisalone была организована выставка-трибьют наследию архитектора, где переизданные вещи соседствовали с историческими экземплярами. Мы бы хотели стремиться к тому вневременному чувству дизайна и ремесленному ноу-хау, которое так любил Доминиони».
Брайан Киш, американский эксперт в области итальянского дизайна 20 века, называет Доминиони ключевой фигурой в развитии современного дизайна: «Его эстетика была одновременно рациональной и трезвой, и вместе с тем авантюрной и сложной. Возможно, он продолжал традиции Адольфа Лооса, однако делал это в совершенно неожиданном ключе».