Вспоминаем имена творцов, задавших главные тенденции в мировом дизайне XX века. Гиганты, на чьих плечах держится наследие итальянского модернизма. Эти люди, чьи творения часто были для своего времени возмутительными, всегда оставались верными своему индивидуализму.
1940-е: Джо Понти
Непревзойденная величина в итальянской архитектуре. Отец современного итальянского дизайна. Джо Понти нашел способ объединить индивидуальность, креативность и культуру итальянцев с созданными ими мебелью, предметами и зданиями. Его плодотворная работа в любой из этих областей оказалась невероятно чувственной, выразительной и хорошо продуманной. Архитектор по профессии, он сделал имя, проектируя керамику, изделия из стекла, мебель — и только потом здания. За свою жизнь он работал в более чем 120 различных компаниях. Понти был великим профессором, писателем и основателем одного из самых влиятельных журналов о дизайне Domus. Это был один из самых обаятельных, великодушных и любопытных дизайнеров своей эпохи: и каждому он находил место в своей знаменитой студии под открытым небом. Его башня Pirelli 1961 года до сих пор символически и буквально возвышается над его родным Миланом. В тот день, когда небоскреб был достроен, Понти сказала: «Эта башня так прекрасна, что я бы хотел на ней жениться».
1950-е: Акилле Кастильони
Самый изобретательный из всех итальянских дизайнеров. Казалось, что ему легко давались самые гениальные прозрения. Акилле Кастильони работал вместе со своим братом Пьером Джакомо вплоть до его смерти в 1968 году. Кастильони обожал каждый день находить различные, иногда мало имеющие прямое отношение к дизайну, предметы и радовался их повторной контекстуализации. Парадокс и ирония были стали для Кастильони рабочим методом и его отличительным знаком. Его знаменитый табурет Mezzadro, в котором он использовал сиденье для трактора — настоящий предмет в стиле поп-арт с сильными аллюзиями на эстетику ready-made Дюшана, обосновался во многих роскошных гостиных того времени. Еще один прекрасный пример: торшер-фара Toio в стиле хай-тек, уравновешенная на телескопической стойке с открытым трансформатором в качестве основания. Паола Антонелли, старший куратор архитектуры и дизайна MoMA, называла его «комик эпохи немого кино, нервный, подвижный, игривый и довольно вредный».
1960-е: Джо Коломбо
Вероятно, самый стильный и органичный из всех итальянских дизайнеров. Коломбо был настолько увлечен созданием собственного безупречного стиля, что даже изобрел бокал для коктейля, позволявший держать в одной руке держать и бокал, и сигарету. Коломбо, казалось, был создан для космических 60-х: эпоха, когда главным материалом становится пластик, полностью отвечала его исследованиям в дизайне. Он создает стул Colombo 4860: это был один из первых серийных стульев, полностью изготовленных из ABS-пластика. Силуэты его мебели похожи на декорации первых фильмов о космосе: шезлонг LEM или обивка кресла Elda легко вызывают ассоциации с космическими костюмами. Коломбо был мастером создания мобильной, компактной и автономной среды. Некоторые из его футуристических модульных жилыми блоков до сих пор выглядят вполне актуально. Каждый из них представлял собой большой вакуумный пластиковый бокс с кроватью, кухней, ванной комнатой и шкафом: всем, что необходимо для одного человека. Все это было умело соединено и складывалось с точностью швейцарского армейского ножа.
1970-е: Гаэ Ауленти
Дизайнер с самым интеллигентным и необычным видением в своем профессиональном круге. Мебель и предметы Гаэ Ауленти поражает оригинальностью: она чрезвычайно узнаваема. Если взять только ее модели в области освещения, то окажется, что все они претендуют на звание шедевра. К примеру, на форму лампы Pileino явно повлиял абрис космического шлема NASA. Ее лампы высокотехнологичны и органичны одновременно. Дизайн, на первый взгляд, несколько роботизированный, но в применении удивительно функциональный и практичный. Поворотным моментом в ее карьере стала ее чрезвычайно успешная и отмеченная наградами реконструкция парижского вокзала, превращенного Музей д’Орсе. Она стала пионером адаптивного повторного использования зданий, блестяще сочетая исторические детали с современным стилем.
1980-е: Этторе Соттсасс
Масштаб яркой и многосторонней фигуры Соттсасса был понятен еще до начала его дизайнерской карьеры. Еще до создания своего первого хита — красной пишущей машинки Valentina для Olivetti — он водил дружбу с музыкантами Гинзбергом и Ферлингетти в Калифорнии, открыл в Италии издательство для перевода своих произведений, успел прославиться как фотограф (он снимал Дилана, Хельмута Ньютона и Пикассо) и своей донжуанской репутацией. В течение многих лет он фотографировал все гостиничные номера и кровати, в которых занимался сексом. Его группа Memphis, основанная в 1981 году, стала авангардной реакцией на международный обобщенный нейтральный вкус в интерьерах. Ее произведения до сих пор поражают: они оказались самым точным выражением постмодернизма его лихорадочным, свободным цветом и преувеличенными формами дизайна. Соттсасс был настоящим провокатором. Цены на его предметы выросли в разы, когда выяснилось, что Дэвид Боуи был одни из самых его больших поклонников и коллекционировал его работы.
1990-е: Стефано Джованнони
Итальянский дизайнер Стефано Джованнони — автор хрестоматийных предметов, навсегда вошедших в историю бытовой культуры. Даже если бы из всего, что он создал за свою карьеру, остались только две вещи: металлический поднос Girotondo (1989) с вырезанными силуэтами человечков, ставший эмблемой Alessi, и барный стул Bombo (1998), придуманный для Magis и ставший, наверное, одним из самых популярных барных стульев всех времен и народов. Альберто Алесси называет его «чемпионом всего суперпопулярного». В портфолио Джованнони множество оригинальных объектов, в которых инженерная мысль сочетается с яркой образностью. 90- t стали триумфальным временем для Джованнони: его объекты дизайна были удостоены многочисленных премий, в том числе Design Plus на выставке Ambiente Messe Frankfurt (в 1994 и 1996 годах), 100% Design в Лондоне в 1997 году; и премии International Forum Design Hannover в 1999 году
2000-е: Пьеро Лиссони
Архитектор и дизайнер Пьеро Лиссони, что бы ни делал, во всем придерживается вневременной элегантности. «Я работаю с упрощенными формами, за которыми скрывается сложное: материалы и технологии». В интерьерах он не ограничивается стенами, продумывает все до деталей: выбирает и модель дивана, и полотенце в ванную. Любит цитировать Вальтера Гропиуса: «Каждый свой проект я планирую от ложки до города». Cобственную студию дизайна Lissoni Associati он открыл в 1986 году. С тех пор Лиссони сделал головокружительную карьеру: он является креативным директор сразу нескольких итальянских ведущих брендов: Alpi, Boffi, Living Divani, Lema, Lualdi, Porro и Sanlorenzo, для которых он также разрабатывает широкий ассортимент продукции. Признанный мастер современного дизайна работал со многими международными брендами, включая Alessi, Atlas Concorde, B & B Italia, Bonacina1889, Cappellini, Cassina, Cotto, DePadova Fantini, Flos, Glas Italia, Golran, Illy, Kartell, Knoll, Olivari, Salvatori, Tecno, Viccarbe.
2010-е: Патрисия Уркиола
Любимая ученица Акилле Кастильони и ставленница Пьера Лиссони входит в когорту первых дизайнеров планеты. Патрисия Уркиола преображает этнику и смело экспериментирует с технологиями. Нынешний арт-директор одной из ключевых фабрик Италии Cassina, она за двадцать пять лет практики поработала для десятков компаний, в том числе для Agape, Alessi, B&B Italia, Driade, Foscarini, Flos, Kartell, Moroso. Ее кресла и диваны красивы, практичны и пользуются успехом не только в Европе, но и по всему миру. Ее любимый метод — ломать представления о материалах. Она старается избегать одностороннего использования материала, и с помощью новых приемов достигается новых эффектов в применении войлока, мрамора, ротанга, металла и керамики. «Неважно, мужчина ты или женщина, важно, как ты себя соотносишь с компанией, как управляешь процессом, как работаешь над воплощением проекта и как раскрываешь свою личность», — уверена Уркиола.