Марсель Бройер: 5 идей о Баухаусе и массовой мебели
21 мая 2023 г.
Публикация подготовлена в рамках Года венгерского дизайна, инициативы Венгерского культурного центра в Москве.Архитектор и дизайнер Марсель Бройер, венгр по происхождению, утверждал: «современная архитектура — это не стиль, это отношение». Он сформулировал целый свод принципов и правил, которыми до сих пор руководствуются современные дизайнеры, архитекторы и преподаватели вузов. Не только в проектах, но и в повседневной жизни.
По теме: Марсель Бройер: «архитектура — это не стиль, это — отношение»
Бройер родился в городе Печ, Венгрия, в 1902 году, но в 18 лет он покинул свой родной город, чтобы стать частью современного движения в Европе. Он получил стипендию на обучение в Академии изящных искусств в Вене: в этом городе преподавали самые важные фигуры раннего модернизма. Однако, когда он пришел в академию, ее атмосфера была настолько далека от творческого оживления, которое искал Бройер, что он «вышел из нее в тот же день, когда туда прибыл». Позднее он называл время жизни в Вене одним из «самых несчастных периодов в своей жизни».
Ученик равен учителю
Бройер считал, что нет различия между искусным художником и скромным мастером. Художник — возвышенный мастер. Когда 19-летний Бройер приехал в Баухаус, будущей знаменитой школе был всего год. Помимо архитектора Вальтера Гропиуса, здесь преподавали керамист Герхард Маркс и художники Лионель Фейнингер, Йоханнес Иттен и Тео ван Дусбург, основатель голландского движения De Stijl. Школа Баухаус подвергала критике обычный для академического образования разрыв между учеником (в год здесь училось примерно 150 человек), и учителем. Бройер вспоминает: «Йозеф Альберс, который не мог позволить себе дорогостоящие принадлежности для рисования и живописи, прибег к уборке мусора на городской свалке. Из этого материала он создал серию композиций из стекла и проволоки, которые были высоко оценены преподавателями, и меня попросили, чтобы Аль
Для народа и против роскоши
Бройер, как и другие адепты Баухауса, мечтал ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Студенты и преподаватели Школы экспериментировали с материалами и формами ради вещей с отсутствием лишних «нефункциональных» деталей. Предмет мебели — это предмет, пригодный для массового производства, комфортный и еще, не портящий людям здоровье. В 1924 году в своем эссе «Форма и функция» он писал: «…стул не должен быть «вертикальным» или «горизонтальным», он не должен быть «экспрессивным» или «конструктивистским»; не должен быть произведен исключительно из соображений целесообразности, или чтобы соответствовать столу; он должен быть просто хорошим стулом и в таком качестве хорошему столу он обязательно подойдет».
Массовое должно быть красивым
«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Бройер оказался тем дизайнером, который предвидел, что массовое производство станет крайне зависимо от того, каким образом спроектированы предметы — красиво или некрасиво. Возможно, широкое применение конструкций из стальных трубок — то, благодаря чему Бройер наиболее известен. В 1925 году он создает кресло B3, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипеда. (Считается, что Бройера вдохновил гнутый металлический руль велосипеда компании Adler.) Холст защищал от контакта с холодным металлом и делал «машину для сидения» мягкой. Как говорил сам Бройер, в нем можно было ощущать себя словно на «упругом потоке воздуха». Кресло B3, позже названное в честь Кандинского Wassily, дало толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: шезлонгов и стеллажей, столиков и кроватей. Собственно, именно эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями Баухауса. Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответстовали духу времени — были экономичными, легкими в уходе, нравились своей четкой концепцией. Предметы Бройера выглядели просто, но незабываемо.
Не все идеи Брейера были сразу приняты в Баухаусе. Так, он стремился создать в школе архитектурный факультет. В 1923 году Бройер выступил с лекцией в Баухаусе на тему «Архитектурная структура». Лекция была опубликована в следующем году Гропиусом. В апреле 1924 года Брейер и Мюче сформировали исследовательскую группу по архитектуре, которую Бройер позже назвал «маленькой дворцовой революцией 1924 года, требующей создания архитектурного отдела в Баухаусе». Усилия Бройера ни к чему не привели, однако когда он вернулся в Баухаус в 1925 году после нескольких месяцев в Париже и стал директором столярной мастерской школы (она к тому времени переехала в Дессау), Баухаус уже больше не был «домом ремесел», а стал учебным заведением по конструированию промышленной эпохи. В этом была огромная заслуга Бройера.
Префаб, маленький стальной дом
Бройер изумлялся, почему мебель в его поколении создают исключительно архитекторы: «Интересно, — писал он, — что современная мебель продвигается не профессиональными дизайнерами мебели, а архитекторами». Он постарался изменить эту ситуацию, и оказался тем человеком, который перенес принципы, усвоенные им в дизайне мебели, в большую архитектуру. Очевидно, что его ранние архитектурные и интерьерные проекты, такие как сборный стальной дом Kleinmetallhais (1925) и дома Bambos (1927), в значительной степени опирались на его мебельные проекты. В 1925 году бюро Марселя Бройера спроектировало первый префаб Kleinmetallhais: жилье для одной семьи. Стеновые, оконные и дверные панели можно было зафиксировать на готовой модульной раме, что позволяло построить дом всего за три недели — неслыханные для той поры сроки. Каждый дом имел жилую зону двойной высоты со спальнями в мезонине и террасой на крыше.