Петер Опсвик (Peter Opsvik, р. 25.03.1939) — один из самых оригинальных авторов в послевоенном дизайне. На протяжении всей карьеры он последовательно переосмысливает то, каким образом наши тела взаимодействуют с предметами и каким образом влияет на них гравитация. Если его современники были больше нацелены на гуманистические ценности и связанные с ними перемены, то Опсвика скорее интересовал выход за пределы модернистской эстетики.
По теме: Устойчивый дизайн: 5 проектов из Стокгольма
Петер Опсвик также является соучредителем проекта «Дизайн без границ» и множества других проектов, направленных на уменьшение последствий изменения климата. Опсвик — истовый последователь так называемой концепции Factor 10, при которой на производство инновационной вещи требуется менее 1/10 ресурсов, необходимых для изготовления обычного предмета.
Опсвик посвятил свою жизнь созданию самых невероятных концепций, связанных со свободным движением и естественным поведением человека в статичном положении. Он реформировал сам способ думать о том, каким образом и с помощью каких устройств человек может сидеть, лежать и двигаться.
«Вероятно, именно среда, в которой я вырос, и вызвала необходимость в решение проблем и улучшении функций предметов: именно они стали для меня важнейшими критериями в промышленном дизайне. В юности я совершенно не видел смысла в попытках воссоздавать предметы, соответствующие критериям скандинавского дизайна. Было уже разработано достаточно объектов с этими качествами. С одной стороны, я озаботился рациональными и эргономическими аспектами, то есть потребностями человеческого тела. С другой стороны, важнейшим критерием стало эстетическое выражение этих идей».
Ощущение отсутствия границ, которое было необходимо Опсвику для нарушения канонов, пришло, по его утверждению, из искусства. «Свобода, с которой я столкнулся при работе над произведениями искусства, вдохновила меня на создание нетрадиционной эстетики функциональных вещей. Постепенно я пришел к мысли, что с помощью рациональных, эргономичных продуктов я могу способствовать новому движению человеческого тела. А с другой группой предметов целью стали человеческие чувства и ощущения».
Опсвик основал свою студию Peter Opsvik AS в 1984 году, сейчас в его команде семь человек: перевести его фантастические идеи в готовый продукт возможно лишь при слаженной командной работе. Основная сфера деятельности — решение реальных проблем, дизайн мебели, интерьера, а также решения, ориентированные на обустройство окружающей среды. Работа студии подразделяется на две линии: собственные проекты и разработки для крупных производитей, таких как Flokk и Stokke.
На начальных стадиях проекта студияработает независимо от прототипов, технических решений и визуальных фиксаций: все происходит в мастерской. Этот этап длится до тех пор, пока идея не будет готова для представления потенциальному клиенту. Если продукт соответствует требованиям лицензионного соглашения, дальнейшая разработка осуществляется в тесном сотрудничестве с проектным отделом производителя, чтобы адаптировать продукт для коммерческого распространения.
Часть конструкций Опсвика пополнила музеи дизайна, некоторые так и остались скорее курьезами в его мастерской, некоторые запущены в производство спустя годы. Так, сиденья из шаров под названием «Сад», запущены сегодня в производство шведской компанией Moment AB. «Наши предки жили на деревьях! Когда я разрабатывал «Сад» в 1985 году, я хотел показать, как легко можно нарушить нормы «сидеть хорошо» и «сидеть правильно».
Самый известный его стул, ставший олицетворением скандинавского дизайна — это Tripp Trapp, появившийся в 1972 году: стул, который растет вместе с ребенком. Его неоднократно отмечали различными наградами, он вошел в коллекцию MoMA. Смысл предмета в том, что он может служить человеку всю жизнь, с рождения и до глубокой старости.
Tripp Trapp произвел революцию в категории детских стульев: он не просто поражал простотой конструкции, минимализмом и функциональностью. Он создавался для того, чтобы ребенок с раннего возраста сразу мог сидеть со всеми членами семьи за общим столом, позволяя ему учиться и развиваться вместе с вами. «Я пытался найти кресло, которое позволило бы моему двухлетнему сыну удобно сидеть вместе с нами за столом. Поэтому мне пришлось самому найти решение», — вспоминает норвежский дизайнер.
Форма стула была подсказана другим классическим креслом — зигзагообразным сидением Ритвельда 1934 года. Регулируемая конструкция обеспечивает свободу движения благодаря регулируемым по высоте и высоте сиденьям и подножкам: при правильной настройке легко обеспечить удобную посадку в любом возрасте.
Кресло-седло Capisco для Håg было запущено в 1980-х годах и было вдохновлено динамичной осанкой всадника: на его рекламных постерах люди намеренно развернуты таким образом, чтобы спинка располагалась не позади, а впереди человека, при этом подобное положение будет более удобным, чем обратное. Опсвик утверждает, что дизайнер должен непременно изучать природу человека и в рамках этих новых знаний предлагать что-то лучшее.
Кресло Variable balans создавалось в 1979 году как предмет, радость от которого вы почувствуете сразу. Дизайнер утверждает, что после нескольких дней сидения на таком устройстве вам никогда не захочется возвращаться к традиционному способу сидеть. Он стал первым оригинальным «коленным» креслом: сиденье мягко наклоняет таз вперед и стимулирует естественное, динамичное и прямое положение позвоночника.
Для поддержания позвоночника в вертикальном положении задействуются мышцы живота и спины, таким образом тело сбалансировано, что не просто укрепляет мышцы,но и предотвращает напряжение спины и плеч. Угол между верхней и нижней частью тела увеличивается, что значительно улучшает кровообращение. Когда тело инстинктивно перемещается от активной к расслабленной позе, гибкие детали-бегуны отвечают мягким маятниковым движением.
«Я не знаю, каким образом будет устроено рабочее место будущего. Вполне возможно, что главной задачей будет не обустроить это место, а вообще найти работу. Но, если сравнивать эволюцию рабочего места за последние 40 лет, я бы не сказал, современные рабочие места стала более мобильными или цифровая разработка сделала нас более уравновешенными. Все зависит от профессии. Но независимо от того, работает ли кто-то, сидя на стуле, за компьютером, стоя за сборкой модельного самолета или за приготовлением еды, потребность в движении и их частых изменениях одинакова. Мы можем ходить часами, но через несколько минут устаем, если нам приходится стоять на месте.
Традиционно люди окружают себя одним видом мебели для отдыха и другим видом для выполнения действий. Почему мы не можем чередовать эти позы тела на одном стуле?» Так появился объект Gravity balans, разработанный в 1983 году для Stokke. В производство он был запущен компанией Varier в 2006.
Сны, по признанию Опсвика, сильно влияют на его творчество. «Когда я просыпаюсь рано утром, я часто чувствую силу, которая высвобождается в сказочных фантазиях. Даже в полусне я обдумываю проблемы, которые необходимо решить в течение дня. Можно снова заснуть и позволить своим мечтам сразиться с реальностью: у мечты есть невероятная способность решать проблемы. И, если повезет, ответ найдется в промежутке между реальными проблемами и тем хаосом, который привносят сны».