Сейчас самое время инвестировать в мебель, спроектированную архитекторами, считают галеристы R & Company. В новой виртуальной выставке кураторы Джеймс Земайтис и Мина Варчавчик Хуберт исследуют как начинался рынок современного дизайна и что его ждет.
По теме: Коллекционный дизайн: 7 вещей по выбору Джермейна Галлахера
12 участников проекта под названием «Мебель архитекторов» — в основном авторы знаменитых на весь мир построек XX века, икон дизайна. Среди них есть Чарльз Имз, который вместе со своей супругой запомнился новаторской мебелью, а не архитектурой, Арне Якобсен и Алвар Аалто, которые в равной мере уделяли внимание предметам и зданиям. В почетный список вошли Ээро Сааринен, Геррит Ритвельд, Лина Бо Барди, Марсель Брoйер, Оскар Нимейер, Серхио Родригес, Superstudio и наши современники: Кристиан Вассманн, Фрэнк Гери, а также Сербан Ионеску (р. 1984, выставка дарит возможность молодому проектировщику почувствовать себя в звездной компании).
«Стул — очень сложный объект. С небоскребом легче», — говорил Мис ван дер Роэ. «От ложки до города», — высказался в отношении творческого диапазона современного архитектора Эрнесто Роджерс. Многие архитекторы обсуждали различия и сходства в проектировании архитектуры и мебели. Независимо от того, в каком масштабе работают архитектурные практики, большинство проектировщиков в какой-то момент карьеры сталкиваются с необходимостью создать предмет мебели или светильник. Для некоторых это кратковременное упражнение, для других мебельный становится постоянным занятием.
Когда и как архитекторы обратили внимание на столы и стулья? Модернизм предложил новые способы проектирования, которые привели к новому образу жизни. В начале XX века «пионеры модернизма» Фрэнк Ллойд Райт, Луиc Салливан и Чарльз Ренни Макинтош осторожно включали мебель в свои интерьеры. Для этого первого поколения идея создания gesamtkunstwerk — произведения искусства — имела первостепенное значение в профессии. К середине столетия дизайн мебели превратился в способ взаимодействия с промышленностью. Пришло следующее поколение архитекторов, которые сознательно адаптировали предметы интерьера для недорогого производства.
С 1920-х годов они начали работать с материалами, доступными в массовом масштабе: сначала с фанерой и стальными трубками, затем со стеклом и плексигласом, а позже — с пластмассами. Так, Алвар Аалто не только строил невероятные церкви, правительственные здания, кладбища и частные виллы, но в это же время он сформировал целую индустрию производства удобной недорогой мебели, предметов интерьера и светильников, создав свой бренд (Artek). Сегодня, когда границы между дизайном и искусством размыты, мебель, созданная архитекторами, кажется, утратила свое прошлое величие. Наступило время art & design, время, в котором эмоциональный характер и артистичность вещи стали сближать стул или стол с уникальным произведением свободного художника, возвращая нас к истокам промдизайна.
Кристиан Вассманн, швейцарский архитектор, художник и дизайнер, стоящий за одним из объектов выставки, всегда был вдохновлен ранними творениями модернистов. Работая над бруклинским бутиком Supreme или Sun Path House в Майами-Бич, он не забывает о мебельном и световом дизайне. Его светильник Dodecahedron стал своего рода фирменным знаком Вассманна. Солнечный свет попадая на стекло, стреляет радугой в пространство, плоскости светильника переворачивают любое изображение, отраженное через него вверх ногами.
«Когда я проектирую здание, я полностью контролирую всё, весь процесс, — говорит Вассманн. — Но с дизайном все по-другому. Мою проданную лампу, другой архитектор или декоратор помещает в новый контекст. Меня это не смущает. Я люблю видеть свои объекты в окружении соседей, которые не обязательно сочетаются с моей эстетикой. Это обогащает их».
Комод Имза и Сааринена, выставленный R & Company, был создан для конкурса органического дизайна и предметов домашнего обихода в Музее современного искусства в 1941 году. «Это экспонат музейного качества, — считает куратор выставки Джеймс Земайтис. — С предметами, цены на которые начинаются с несколько тысяч долларов, все по-другому. Исторические работы продаются не с той же скоростью, как новая ваза Haas Brothers».
До прихода в галерею в 2016 году у Земайтиса была успешная аукционная карьера, сначала он возглавил новый отдел современного дизайна в Phillips в 2000 году, а затем провел десятилетие в Sotheby`s, где он основал то, что сейчас стало отделом дизайна XX-го века.
Присоединившись к команде R & Company, Земайтис сделал своей миссией коллекционирование исторических шедевров и дальнейшую диверсификацию собрания галереи (а оно насчитывает 1500 единиц). Некоторые из представленных на выставке вещей находятся в постоянной коллекции R & Company уже 20 лет. По словам Земайтиса, другие работы он специально приобрел, понимая, что музейщики постоянно будут находиться в поисках Марселя Бройера или Имзов — в их вещи всегда приятно инвестировать.