Ричард Саппер: гений незаметного дизайна
Немецкий промдизайнер Ричард Саппер (30.05. 1932 – 31.12. 2015), автор чайников и телевизоров, терок для сыра и компьютеров, создал вещи, которыми пользуются миллионы людей по всему миру, даже не подозревая о существовании их автора. Его вещи — примеры виртуозного рационализма, они удобны, просты и незаметно улучшают повседневную жизнь.
По теме: Дитер Рамс: 10 принципов хорошего дизайна
Ричард Саппер считал, что приоритетная задача дизайнера — «изменить наш образ жизни, способ управления механизмом нашей жизни». В течение своей шестидесятилетней карьеры Саппер сотрудничал почти со всеми известными дизайнерскими брендами, включая Alessi, Artemide, B&B Italia, Fiat, IBM, Knoll… Он создал сотни продуктов, пятнадцать из которых заняли место в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В качестве дизайнера Apple этот человек мог бы зарабатывать 30 млн долларов в год, но он отказал Стиву Джобсу. «Я не хотел переезжать в Калифорнию, и у меня была очень интересная работа, которой я не хотел пренебрегать. В то время Apple была просто небольшой компьютерной фирмой. Они, конечно, занимались интересными вещами, но у меня был эксклюзивный контракт с IBM».
Его карьера началась на родине, в немецком Мюнхене. Имея опыт изучения философии, анатомии и инжиниринга, юный Саппер, в конечном счете, получил бизнес-степень в Мюнхенском университете (1956) и работу в отделе дизайна Daimler Benz, прежде чем присоединиться к архитектурной фирме Джо Понти в Милане. Через три года, в 1959 году, в возрасте 27 лет талантливый дизайнер основал фирму вместе с итальянским архитектором Марко Дзанузо — их сотрудничество продолжалось в течение 18 лет, вплоть до 1977 года.
Вместе Саппер и Дзанузо стали консультантами Brionvega, итальянской компании, которая пыталась выпустить электронику, конкурентноспособную с производимой тогда в Японии и Германии. Дуэт разработал успешную серию радиоприемников, телевизоров и другой бытовой электроники. Их сотрудничество породило движение, известное как «техно-функционализм». Эстетика характеризовалась подходом, а не стилем.
Среди наиболее заметных шедевров техно-функционалистов стали округлый портативный Doney 14 (1962) — первый телевизор с полностью транзисторной конструкцией, а также радиола TS502 (1965), прямоугольная коробка, которая при нажатии открывает динамики и панель управления.
Используя эстетику скульптурного минимализма, Саппер и Дзанузо спроектировали телефон Grillo для Siemens (1965). Grillo был первым телефоном с откидной крышкой, предшественником современных мобильных телефонов. А в 1964 году дизайнеры создали детский стульчик K1340 для Kartell, первый стул, изготовленный из литого пластика.
В 1960 Ричард Саппер придумал настольные часы Static для Lorenz. Предприниматель Туллио Боллетта, основатель Lorenz, сетовал, что ни один из его продуктов никогда не выигрывал знаменитой архитектурной премии Compasso d’Oro, и хотел нанять такого дизайнера, который принес бы ему дорогую славу.
В свое время Боллетта купил железнодорожный вагон, доверху наполненный часовыми механизмами Torpedo (компания производила приборные доски для культовых автомобилей 1930-х). Он попросил Саппера помочь ему превратить исторические детали в дизайнерские часы. «Это было не так просто, потому что механизмы были довольно большими и нуждались в батарейках», — вспоминал Ричард Саппер. Он решил спрятать механизм в цилиндрическом металлическом корпусе, чтобы его можно было поставить на стол. Шрифт был вдохновлен найденным на блошином рынке циферблатом от военного самолета-бомбардировщика. К радости Боллетта Compasso d'Oro («Золотой циркуль») — главную премию итальянских архитекторов такие часы заслужили.
Успех итальянских продуктов привел Саппера к сотрудничеству с другими известными фирмами: Siemens, Knoll, Tag Heuer и IBM. Сапер трудился во многих отраслях, но визуальная элегантность и простота всегда оставались отличительными чертами его подхода к дизайну.
В 1978 году, работая в качестве консультанта итальянского Fiat и одновременно американской мебельной компании Knoll, он адаптировал металлический автомобильный бампер для офисного кресла. То, что стало популярным предметом под именем Sapper ™ было задумано как решение проблемы «фиксированных сидений», стульев, которые заставляли сидящего принимать одну-единственную правильную позу.
В 1978 году Alessi заказал ему первый продукт из бесконечной серии 9090 — кофеварку для приготовления эспрессо. За ней последовал чайник со свистком из двух нот Bollitore (1984), чайник Bandung (1990). Эспрессо-машина Coban (1997), терка для сыра Todo (2006) и посуда Cintura di Orione, созданная в сотрудничестве с известными шеф-поварами.
В 1980 году Саппер был назначен главным консультантом по дизайну в IBM и начал проектировать многочисленные портативные компьютеры, в том числе первый ThinkPad 700C (1992): маленькая красная кнопка на клавиатуре, служила для управления курсором на экране. Кроме прочего Саппер продолжал контролировать бренды ThinkPad, в качестве консультанта по дизайну, и Lenovo.
В 1972 году Ричард Саппер вместе с итальянским архитектором Гаэ Ауленти сформировал исследовательскую группу по разработке новых городских транспортных систем, и продолжил эту тему на XVI Триеннале в Милане, показав проект автобуса Fiat, который позволил пассажирам ставить велосипеды в специальную стойку. Его исследования в области транспорта завершились легким и прочным велосипедом Zoom Bike, разработанным с использованием авиатехники: он мог складываться так же быстро и просто, как зонт, и легко помещаться в багажник. «Мне надо было найти средство передвижения, которое современный человек может нести, как зонтик», — говорил Саппер.
Для Knoll Саппер сделал эргономичное кресло с широким, плоским посадочным местом, двигающимся вдоль опоры. Эта мебель стала главным элементом залов заседаний в административных учреждениях 1980-х и попало в офисы высокопоставленных руководителей, став чем-то вроде символа их статуса. Однако для дизайнера достижением был не его стиль, а его качество.
В 2007 году Knoll снова обратился к 75-летнему Сапперу ради гибких кронштейнов для мониторов. Конструкция кронштейна Sapper ™ Monitor Arm была впервые применена в дизайне его светильника Tizio, для Artemide (1971), способного поворачиваться и принимать практически любые положения. Эта лампа имела огромный коммерческий успех — структура из двух противовесов делала ее чем-то вроде забавной игрушки или любимого инструмента.
Ричард Саппер придумал адаптируемый «кинетический» кронштейн для любого монитора, меняющий положение с минимальными усилиями. Как и у лампы Tizio, красный цвет используется для обозначения функции: регулировки высоты. Сам Саппер использовал этот кронштейн у себя дома — в углу своего рабочего стола, переполненного карандашами, бумагами, фотографиями и проектами. Вместо того, чтобы прятать кабели монитора, он вытащил их напоказ «как лианы в джунглях»: «Мы сразу решили, что не хотим создавать систему, которая скрывает кабели, но систему, которая соответствует кабелям. Вы видите, они дополняют дизайн».
Вплоть до своей смерти в 2015 году Саппер оставался приверженцем фундаментального дизайнерского образования. Он занимал должности в Йельском университете, Королевском колледже искусств в Лондоне, Центральной академии искусства и дизайна в Пекине и Domus Academie в Милане. Среди множества наград, которые он получил в течение своей жизни, были премии Compasso d’Oro, Lucky Strike Фонда Раймонда Леве и Немецкого совета дизайнеров. Пятнадцать его работ находятся в постоянной коллекции МоМА, а другие представлены международными музеями, включая лондонский Музей дизайна Виктории и Альберта.
В издательстве Phaidon в 2015 году вышла книга Richard Sapper edited by Jonathan Olivares. Молодой американский дизайнер воздал должное своему великому немецкому коллеге: Джонатан Оливарес собрал уникальные беседы с Ричардом Саппером о дизайне в один монографический том. 50 часов разговора, растянувшегося на восемь лет составили эту уникальную книгу, которую можно посоветовать всем дизайн-лаверам. Она о жизни, потраченной на вещи, задуманные ее улучшить.