Марсель Вандерс (Marсel Wanders, р. 2.07.1963) — на каждой важной международной выставке в Милане, Париже или Кельне. Он проектирует масштабные резиденции и отели в Стамбуле, Тайпее, Бонне или Цюрихе. Декорирует лобби клубных домов в Москве. Успевает пополнять коллекции собственного бренда Moooi, творить вещи для Louis Vuitton, аксессуары для Christofle, мозаику для Bisazza и сантехнику для Laufen.
По теме: Марсель Вандерс для Laufen: новая классика
Среди заметных работ — интерьеры в духе Gesamtkunstwerk, все наполненные опусами Вандерса: от барных стульев и гигантских колоколов до ножей и вилок. Он создает для туристических отелей — таких как Kameha Grand Zurich, гостиницы, готовой принять 960 постояльцев, или Mondrian Doha, театрализированные, словно по сюжету «Алиса в стране чудес» грандиозные сценографии.
«Для дизайна Mondrian Doha был очень важен локальный колорит, — рассказывает Вандерс. — Чтобы создать отель, мы изучали город, мы изучали людей. Мы не создаем интерьеры, мы создаем места назначения. Мы приглашаем присоединиться к нам в путешествии, у которого нет конца. В Mondrian Doha сюрпризы ожидают вас на каждом шагу».
«Рассказывать истории» — тренд в современном дизайне. Каждый интерьер, наполненный его предметами, обоями, покрытиями и аксессуарами, по содержанию тянет на полноценный роман.
Вандерс перевернул представление о голландских дизайнерах как о скромных изобретателях велосипедов и авторах протестантских скамеек. Флагманы мебельной индустрии охотно приглашают Марселя для того, чтобы тот разбавил однообразный модельный ряд фантазийной новинкой.
Люкс давно считает его постоянным контрибьютором. А музейщики, похоже, уже согласились на соседство его логотипа (автопортрет с золотым клоунским носом) рядом с Вермеером и Рембрандтом. На книжной ярмарке во Франкфурте в 2015 году Марсель Вандерс презентовал книгу Rijks, Masters of the Golden Age. Внутри — 60 живописных шедевров XVII века из собрания Государственного художественного музея в Амстердаме Rijksmuseum. Уникальный том весит 40 кг и уже украшает библиотеку Rijksmuseum.
Под два метра, с осанкой, выдающей многолетние занятия йогой, всегда в черном костюме а-ля клоун или конферансье, с бусами Rainbow на шее. Даже люди, далекие от дизайна, знают, что есть голландский кудесник, который придумывает кружевные кресла, мажет синей краской вазы и блюда, делает светящиеся наряды, выкладывает мозаикой гигантские цветы и калейдоскопические узоры.
Стилистика необарочного наркотического видения была очень успешна в середине 2000-х. Все помнят обнаженных атлетов, а также голых детишек и неодетых стариков, снятых фотографом Эрвином Олафом для рекламы компании Moooi.
Модернистский дизайн презирал декор, Вандерс поставил декор во главу угла. «Хватит функции, нужно больше любви. Больше фантазии, снов, воспоминаний и чувств», — говорит дизайнер. Как этого достичь? Лучшее средство — серийное производство, имитирующее ручную работу. Весь его творческий процесс похож на необходимость написать короткое японское хокку, в котором сойдутся воедино текстура, цвет и символ.
MARСEL WANDERS Cуперзвезда голландского дизайна. Выпускник Института искусств в Арнеме. В 2001 году с Каспером Виззерсом основал бренд Moooi. Проектировал для B&B Italia, Cappellini, Puma, Bisazza, Flos, Baccarat. Автор интерьерных проектов в Голландии, Майами, Нью-Йорке, Индонезии, Катаре.
Помимо дизайна Марсель профессионально изучал альтернативную терапию: нейролингвистическое программирование и нейроэмоциональную интеграцию. Его украшение на шее Tape (колл. Breakfast of a Rabbit) в виде магнитофонной ленты содержит аудиозапись, как кролик хрустит морковкой. Или коллекция декоративных вазочек Airborn Snotty. Образцы мокроты у людей с различными заболеваниями были отсканированы, многократно увеличены и согласно полученным формам напечатаны на 3D-принтерах — каждая ваза названа точно по диагнозу: «Синусит», «Сенная лихорадка», «Ринит». Знаковым считается и Knotted Сhair («Кресло в узелках», 1996, выпускается Cappellini). Основа из фиброволокна и пластика имитирует технику макраме.
Еще один козырь Вандерса — он единственный дизайнер, который не боится подарить предметам «темную сторону души», выразить испепеляющие страхи и меланхолию (колл. Monster Сhair).
Марсель признается, что его творчество любят в других странах, но прохладно воспринимают в родной Голландии. А размах его бизнеса свидетельствует о том, что Вандерс со своей иррациональной тягой к прекрасному, с мечтами и фантазиями остается настоящим голландцем, причем самой жесткой модернистской выучки.