Бенедетта Тальябуэ (Benedetta Tagliabue, р. 24.06.1963) стала символом современной архитектуры Испании. На фоне притцкеровских лауреатов, стархитекторов и амбициозных интеллектуалов она остается воплощением хорошего вкуса, позитива и трудолюбия.
После кончины мужа — каталонского зодчего Эрика Мираллеса — в 2000 году возглавила бюро EMBT (названное по инициалам супругов). Самая известная совместная работа — здание шотландского парламента. Мировую славу Бенедетте принесла реконструкция рынка Santa Caterina в Барселоне (2005). Ее, действительно, увлекает современная урабнистика: Тальябуэ считается опытным проектировщиком общественных пространств — парков, променадов и т.д. Читает лекции в Колумбийском университете, Институте Берлаге и архитектурной школе Бартлетт. В Барселоне завершено строительство здания Музея языка, а в Неаполе пущены в эксплуатацию спроектированные ею станции метро.
Ее кредо — декор здания зависит от функции. Рынок в Барселоне благодаря разноцветной крыше теперь виден издалека. Пестрое перекрытие манит туристов. Но броские краски нельзя назвать фирменным стилем. Так, свой собственный дом она сделала нейтральным, серым и незаметным. Чтобы не привлекать внимания.
Работы Бенедетты имеют ярко выраженный испано-каталонский вкус. Иногда по выразительности их сравнивают с творениями Гауди. Большим успехом пользовался павильон Испании в виде гигантской сложно заплетенной корзины, который Тальябуэ выстроила в Шанхае. Сама архитектор водила высоких гостей по павильону, который сплели по ее эскизам из раттана китайские умельцы.
Как-то в интервью «ИНТЕРЬЕР +ДИЗАЙН» Бенедетта Тальябуэ сказала: «Я отношу себя к мастерам, которые боятся пустых пространств. Поэтому постройки у меня насыщенные: в них много цвета, изображений, патернов, в том числе и в реконструкциях. Прогуляйтесь по лесу: деревья, трава, цветы... Картина постоянно меняется. Такую же изменчивую среду надо бы создавать в городе».
Тальябуэ родилась в Милане в 1963 году. В 1989-м закончила Архитектурный университет Венеции, где помимо собственно архитектуры ее учили высококлассной итальянской реставрации. Потом уехала в Нью-Йорк. Там познакомилась с архитектором Энриком Мираллесом, который считался анфан терриблем испанской архитектуры. Бенедетта влюбилась и переехала в Барселону. Тем более, что в начале 90-х прямо перед Олимпийскими играми там начался строительный бум, и архитекторам было чем себя занять. Вместе с Мираллесом они основали студию Miralles Tagliabue EMBT и за десять лет спроектировали несколько выдающихся построек.
Среди самых заметных — сооружения барселонского парка Diagonal Mar, главный офис компании Gas Natural и, конечно, рынок и квартал Santa Сaterina. Безусловно, практика Бенедетты не ограничивалась Испанией. Ее приглашали проектировать по всей Европе: витальные и очень энергичные постройки можно обнаружить в самых неожиданных городах. Школа музыки в Гамбурге, Сити-холл в Утрехте, новое здание шотландского парламента в Эдинбурге, которое Энрик начинал проектировать, но так и не увидел завершенным...
«Мы с Энриком как-то решили, что, имея только одну идею, невозможно сделать хорошее здание. С тех пор я охотно использую необычные детали декора, в том числе и в проектах реконструкции. Орнаменты и рисунки — своего рода игра ума, тренинг и способ вступить в диалог с прошлым. Отличное поле для упражнений — городские набережные и старые порты. Обратите внимание, современная архитектура вообще очень женственна. Почему? Потому что слишком много времени, сил и финансов архитекторы дарят поверхностям. Даже если здания проектируют мужчины. Вспомните хоть алюминиевые и медные фасады Херцога и де Мерона. Они и драгоценны, и женственны».
«Я отношу себя к мастерам, которые боятся пустых пространств. Поэтому постройки у меня насыщенные: в них много цвета, изображений, патернов, в том числе и в реконструкциях.»
В 2000 году он скоропостижно ушел из жизни, и Бенедетте пришлось одной поднимать бизнес. Сегодня офис EMBT располагается в историческом квартале Барселоны. В команде в основном молодые профи, настроенные искать и экспериментировать. Ребята ценят то, что под крылом Бенедетты можно заниматься совершенно разными вещами. Бюро занято не только возведением новых зданий, но и реставрационными проектами, ландшафтами, инсталляциями. Сама она с удовольствием берется за театральную сценографию. Среди недавних удач — работа над декорациями к постановке Мерса Каннингема.
Собственный дом архитектора Бенедетты Тальябуэ — настоящее воплощение ее характера и предпочтений: в нем коллекция дизайна, насыщенный декор, тропический сад и камин в бассейне на крыше.
«Я обожаю бывать дома. Много путешествую, поэтому наслаждаюсь каждой проведенной здесь минутой».
С двумя детьми Бенедетта занимает второй и третий этажи дома в Готическом квартале — самом старом в Барселоне. В здании XVIII века раньше располагался склад, и стены были заставлены стеллажами до потолка. Но для Тальябуэ разглядеть красоту места и угадать его возможности — не проблема. Вполне типичный для этого района фасад в тесном переулке ничем не выдает, что за роскошества скрываются внутри: 400 кв. м, при этом всего четыре изолированные комнаты. Квартира такая большая, что хозяйке, перемещаясь по ней, приходится носить с собой сумочку с очками, телефоном и прочими вещами: на этих просторах их легко потерять.
«Когда купила жилье, то дала обещание: буду делать его только для себя. Без всякого проекта, доверившись интуиции. Это было мое маленькое восстание против формального начала в архитектуре». Работа над квартирой, похоже, не закончится никогда. Последнее событие в ее жизни — сауна, бассейн и тропический сад под крышей. «Я обожаю бывать дома. Много путешествую, поэтому наслаждаюсь каждой проведенной здесь минутой». Не удивительно. Такой дом любого сделает счастливым и подарит возможность работать над новыми проектами.