Милтон Глейзер: 5 мыслей о правде, дизайне и общности
28 июня 2020 г.
Публикация подготовлена в рамках Года венгерского дизайна, инициативы Венгерского культурного центра в Москве.Милтон Глейзер (Milton Glaser, р. 26.06.1929 – 26.06.2020) — легендарный графический дизайнер XX века. Автор логотипа I Love New York, один из создателей журнала New York Magazine и человек, создавший бесчисленное количество ярких запоминающихся образов, которые часто переводят на язык предметного дизайна и украшают ими от стен до наручных часов. За свою карьеру Глейзер разработал более 300 выдающихся плакатов. Его работы представлены в Национальном музее дизайна Cooper Hewitt, лондонском музее V&A и выставках по всему миру. Его творчеству были посвящены персональные выставки в Центре Жоржа Помпиду в Париже и MoMA в Нью-Йорке.
По теме: Венгерский дизайн: 5 брендов
Глейзер родился в семье венгерских иммигрантов в Нью-Йорке. Семья жила в Южном Бронксе. Получил образование в Высшей школе музыки и искусства и в художественной школе Купер-Юнион. После того, как ему удалось стать стипендиатом Fulbright Scholarship, он продолжил свое образование в Академии изящных искусств в Болонье. В 1954 году Милтон стал одним из основателей революционной студии Pushpin. Позже, в 1968-м, вместе с Клеем Фелкером придумал New York Magazine. В 1983 году он объединился с Уолтером Бернардом, чтобы создать фирму по дизайну публикаций WBMG.
Говорить правду
Говорить правду путем дизайна — это было предположение, с которым я вырос. Была некая уверенность, что где-то есть вещь, называемая правдой, а вы ответственны за ее поиск, и сможете также и свою работу разделить на добро и зло. Я из поколения, где существовало понятие истины. Сейчас, к сожалению, такой конструкции больше нет: была разрушена сама идея. У моего поколения было ощущение, что поиск истины — один из важнейших аспектов жизни. Что если нет истины, нет и цели, которую можно использовать в качестве поддержки вашей собственной деятельности. Без понимания правильных и ложных вещей найти правильное направление в жизни невозможно.
Но иногда мне кажется, что дизайн ― не лучшее место для поисков правды. Безусловно в нашем сообществе существует определенная этика, но в ней нет ни слова об отношениях дизайнера с обществом. Говорят, 50 лет назад все что продавалось под этикеткой «телятина», на самом деле было курицей. Но что же тогда продавалось, как курица? Дизайнеры несут не меньшую ответственность, чем мясники. И должны внимательно относится к тому, что они продают под видом телятины. У врачей есть клятва «Не навреди». Я считаю, что у дизайнеров должна быть своя клятва: «Говори правду».
О теме и вариациях
Тема и вариации — одна из тех форм, которая требует определенной умственной работы, так вы постоянно сравниваете вариацию с темой, которую держите в голове. Как-то меня попросили создать серию работ, которые бы были посвящены Пьеро делла Франческо. Я долго не мог подступиться к этому заданию, пока не начал воспринимать картины делла Франческо как природу: например, как дерево, которое я вижу из окна. И это облегчило мою работу: я создал много вариаций на тему знаменитых портретов делла Франческо. Персонажи с его картин на моих изображениях сталкивались, как актеры за кулисами.
Об интересе к работе
Если вам удается поддерживать свой интерес к тому, что вы делаете — вы чрезвычайно удачливый человек. Ведь часто можно встретить людей, которые на определенном этапе своей профессиональной жизни теряют интерес к конечному результату. Возможно, проблема в эмоциях: можно наблюдать, что они как бы усталые, равнодушные, а иногда и занимают оборонительную позицию. Они теряют способность удивляться, и это самая большая потеря, ведь мир — это удивительное место. Мне, к примеру, очень повезло, что я до сих пор способен удивляться и поражаться. И я думаю, что это одно из самых больших преимуществ в искусстве, где вы, по большому счету, всегда должны учиться, поскольку в искусстве невозможно утверждение, что вы уже все знаете.
О противоречиях
С каждым прожитым годом вам придется узнавать, что все существует одновременно со своей противоположностью. Противоречия жизни бесконечны, и взаимодействие между этими противоположностями — игра жизни. Если вы воспринимаете вселенную как вселенную изобилия, так и будет происходить. Если вы думаете о вселенной как о некоем дефиците, получите ровно то, как вы это представляете. Я всегда предпочитал думать, что в мире всего достаточно: и идей, и того, чтобы их подпитывать.
Когда вы увидите графическую работу с применением шестнадцати цветов, с тиснением золотым штампом, вырубкой, сложным переплетом, напечатанном на бумаге ручной работы, убедитесь, не является ли это произведение посредственной идеей, пытающейся притвориться чем-то еще.
Дизайн как способ найти друзей
Я верю, что все, что когда-либо происходило с момента появления материи, и все, что когда-либо существовало в истории человечества, есть во всех нас. В мире нет вещей или опыта, которые бы не имели скрытой связи — и роль дизайна среди прочего заключается в том, чтобы обнаружить эту общность. Сейчас я все больше пытаюсь (хотя до некоторой степени делал это всю жизнь) работать над вещами, которые мне кажутся интересными и для людей, которые мне нравятся. Если вы работаете с людьми, которые вам не нравятся, работа просто развалится. Поэтому я пытаюсь найти клиентов, с которыми я согласен, и у меня есть ощущение, что мы являемся частью единой системы. Нам нужно найти вещи, объединяющие нас, а не то, что мы находим угрожающим. Меня волнует, что сейчас происходит поляризации: большая часть мира думает, что остальной мир является врагом. И то, как вы можете путем дизайна помочь понять общность человеческого опыта, является одной из важных проблем для дизайнеров.
Публикация подготовлена в рамках совместной программы ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН с Венгерским культурным центром в РФ. Материалы на сайте interior.ru объединены хэштегом #венгерский дизайн.