Многоквартирный дом Isokon Building на Лоун-роуд— ответ Лондона Баухаусу и русскому конструктивизму, самое известное творение архитектора Уэллса Коутса. Он проектировал здание с 1929 по 1932 год, в 1934-м в него заселились первые жильцы. К тому времени Моисей Гинзбург уже построил в Москве Дом Наркомфина, но Ле Корбюзье к своей Марсельской жилой единице еще не приступал.
По теме: Ле Корбюзье в СССР: уникальные кадры Дома Центросоюза
Isok(c)on расшифровывается как Isometric Unit Construction: изометрические (то есть одинаковые по размеру), строительные единицы. Судьба Isokon Building причудлива. Его и признавали самым уродливым зданием Англии, и включали в число самых значимых построек страны.
Коутс разработал проект по заказу психиатра Молли Причард и ее мужа Джека — тот работал менеджером в эстонской компании Venesta, выпускавшей мебель из фанеры. Они познакомились в конце 1920-х, быстро подружились, а у Молли и Уэллса завязался роман, который, похоже, не сильно расстраивал Джека.
В 1930 году Причарды приобрели участок земли на Лоун-роуд, чтобы построить на них два дома: один для себя, другой для Коутса. Однако найти источник финансирования не удалось, и тогда родилась другая схема: построить многоквартирный дом и продавать жилье вместе с мебелью — ее, разумеется, должен был поставить Джек. Так на свет появилась мебельная компания Isokon.
Примечательно, что Молли Причард принимала самое деятельное участие в проекте: она разработала техническое задание для Коутса, опираясь на представление Вальтера Гропиуса о «Минимальной квартире»: жилье должно было отражать «современный образ жизни и отвечать запросам как мужчин, так и молодых работающих женщин». Торжественное открытие здания состоялось 9 июля 1934 года: член парламента Тельма Казалет разбила бутылку пива о бетонный фасад, отправив новый дом «в плавание». И хотя желание уложиться в установленные сроки сказалось на качестве строительства, проект был хорошо принят архитектурной и прочей прессой. Причарды поселились в пентхаусе с одной спальней, а их сыновья Джереми и Джонатан — в студии по соседству.
Isokon Flats — эксперимент в городском микро-ливинге. Планировка во многом обязана наработкам континентальной Европы: Коутс был увлечен теорией и практикой архитектурного авангарда. Как и Ле Корбюзье, он считал дом «машиной для жилья» и, по мнению некоторых экспертов, даже превзошел швейцарца. Первоначально здание включало 24 квартиры-студии и 8 квартир с одной спальней, а также помещения для персонала и большой гараж. Кухни при квартирах были крошечные, зато имелась большая общая кухня, соединявшаяся с жилыми этажами посредством подъемника. Также жильцам предоставлялись услуги прачечной, чистки обуви, смены постельного белья.
Здание — памятник не только архитектуры, но также культуры и истории. В разное время его жильцами были Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Ласло Мохой-Надь, Агата Кристи — это лишь некоторые из имен. В 1930-40-х годах дом стал местом притяжения величайших художников, архитекторов и писателей мира, эпицентром нового радикализма, интеллектуальной и артистической жизни Лондона. Богаема собиралась в ресторане, в который в 1937 году была преобразована общая кухня — проектом руководил Марсель Бройер. Здесь же регулярно устраивались выставки. Ресторан, как и клуб, созданный на его основе, назвали Isobar.
Популярности заведения Isobar способствовала отменная кухня: редкие сорта пива, которые закупал шеф-повар Томми Лейтон, авантюрная кулинария сменившего его Филиппа Хэрбена. Желающим стать членами клуба приходилось ждать своей очереди. Удивительно, как чревоугодничество удавалось сочетать с политикой: например, в 1938 году была организована «неделя испанской кухни», доходы от которой пошли на оказание помощи жертвам гражданской войны в Испании.
В послевоенные годы судьба памятника была печальной. В 1969 году Джек Причард продал дом, в 1972-м его перепродали муниципальным властям — шедевр Уэллса Коутса пришел в запустение, а 1990-х годах и вовсе находился на грани разрушения, став непригодным для жилья. Однако в 2001 году попал в руки нового собственника и был возражден: удачную реконструкцию завершила в 2004 году архитектурная фирма Avanti Architects, возглавляемая Джоном Алланом. Сейчас в доме 36 квартир. Isobar восстановлен не был, однако в помещении бывшего гаража открыта галерея: выставочная площадка рассказывает историю здания, его жителей, клуба Isobar и мебельной компании Isokon.