История знаменитого архитектурного бюро DDL — Studio De Pas, D’Urbino, Lomazzi — превосходный пример того, как «радикальное движение» в итальянском дизайне оказалось не просто идеологическим кунштюком, а вполне успешным коммерческим проектом. Основатели этого успешного в 1960-70-е годы дизайнерского трио — Джонатан Де Пас (Jonathan De Pas, 1932-1991), Донато Д'Урбино (Donato D'Urbino, р. 1935) и Паоло Ломацци (Paolo Lomazzi, р. 1936) — стали авторами предметов, оказавшихся опорными точками для итальянского дизайна. Их самые известные проекты были одновременно интеллектуальными и несли бешеную игровую энергию.
По теме: Архитекторы Superstudio: мир будущего из 70-х
Футуристические архитектурные проекты и разноцветные надувные кресла DDL, ставшие символом 60-х годов, передают тот беззаботный оптимистичный дух, который царил в этой студии: проекты точно отображали характер этих трех мужчин, бывших близкими друзьями и коллегами. «На мой взгляд, из всех итальянских дизайнеров 1960-х и 1970-х годов только они смогли объединить движение Radical Design с реальной жизнью и коммерцией», — комментирует Паола Антонелли, старший куратор нью-йоркского музея MoMA, которая выросла в Милане и помнит дизайнеров и их работы с детства.
Студия De Pas, D’Urbino & Lomazzi, как их называли, была образована в 1966 году, когда трем соучредителям было за тридцать. Они работали вместе в течение 35 лет, в основном в здании на виа Россини, где располагалось так много мастерских художников, что в местном сообществе оно было известно как «Ка ди Питтур» («Дом художника»), пока Де Пас не умер в 1991 году. Д’Урбино и Ломацци продолжали сотрудничать после его смерти.
Несмотря на то, что имена этих дизайнеров, особенно за пределами Италии, были гораздо менее известны, чем имена их современников (Джо Коломбо, Этторе Соттсасса и братьев Кастильони), Де Пас, Д'Урбино и Ломацци создали несколько предметов, знакомых даже тем, кто никогда не слышал об их авторах. Среди них напольная вешалка для одежды Sciangai, надувное кресло Blow и кожаное кресло Joe, которое они сконструировали как гигантскую копию кожаной бейсбольной перчатки и назвали в честь Джо ДиМаджо, знаменитого игрока команды New York Yankees с 1936 по 1951 год. Обе культовые модели — и Blow, и Joe, — пропитаны элементами пародии и китча, типичными для движения Радикальный дизайн, Radical Design.
Это важное дизайнерское направление существовало как протест против «сдержанного вкуса» и «хорошего дизайна» послевоенных лет и одновременно отмечало избыточность потребления середины 1960-х. Для Radical Design также были характерны цинизм и гнев, однако в бюро De Pas, D’Urbino & Lomazzi игнорировали эту темную сторону. Им было интереснее создавать вещи веселые и нежные, которые при этом не выглядели чрезмерно сентиментальными. Это способствовало их растущей популярности. Несмотря на то, что их работы легко могли обернуться китчем, этого не произошло: от вульгарных трактовок вещи спасала интеллектуальная внятность. Де Пас часто говорил: «Дизайн должен быть организован вокруг идеи, которую конечный проект должен выражать определенно, без двусмысленности».
В кресле Blow ведущей оказалась идея технологической инновации надувного пластика, которую три друга воплотили в привычной форме архетипического кресла. А в случае с креслом Joe для они руководствовались представлением человеческом теле, прижатом к подушке бейсбольной перчатки по аналогии с пойманным мячом. Сейчас обе концепции кажутся не слишком убедительными, однако они были настолько четко сформулированы в готовых объектах, что результат оказался вполне убедителен для потребителя — вещи ждал оглушительный успех.
Кресло Blow было разработано в 1967 году. Этот первый итальянский надувной дизайнерский объект вскоре стал символом нового свободного и легкого стиля, воплощавшего утопический проект Марселя Бройера о предмете мебели, поддерживаемого воздушной колонной.
Его выпуск стал возможен благодаря компании Zanotta, которая на протяжении многих лет последовательно продвигала исследования экспериментальных продуктов в массы. Успех кресла на Мебельном салоне 1968 года был безоговорочным, и дизайнеры вскоре создали другие надувные объекты из прозрачного ПВХ: они были показаны в Пневматическом зале на выставке Eurodomus в Турине. Хотя кресло Blow в настоящее время снято с производства, оно до сих пор считается символом легендарных 60-х годов и одним из наиболее значимых объектов «поп-арта». Исследователи дизайна рассматривают его как модель социальных и культурных изменений тех лет.
Дизайнерам было свойственно в своих предметах использовать любые коннотации с игрой — спортивной, детской или берущей свои истоки в тысячелетних традициях. Так, они были очарованы древней китайской игрой, где игрок должен был вытащить тонкую деревянную палочку из общей кучи таким образом, чтобы другие палочки не сдвинулись с места. Эта игра по-итальянски называлась Sciangai, и они выбрали ее в качестве основы для функционального повседневного объекта. Взяв восемь «палочек» и соединив их вместе центральным шарниром, они разработали гениальную деревянную конструкцию, которая «открывается» вверху и внизу и напоминает деревянную связку. Этот объект служит вешалкой для головных уборов и пальто. Вешалка Sciangai производится Zanotta с 1973 года и до сих пор встречается во многих домах и офисах.
Паола Антонелли отмечает: «У предметов этой студии, возможно, нет такой «преемственности» и надежности, как в вещах Кастильони, или страсти и гениальности Соттсасса, но их уважают и любят. А такие вещи, как кресло Blow, являются абсолютными опорами истории итальянского дизайна».