DDL: дизайн как игра

5 июля 2020 г.

Джонатан Де Пас, Паоло Ломацци, Донато Д'Урбино

История знаменитого архитектурного бюро DDL — Studio De Pas, D’Urbino, Lomazzi — превосходный пример того, как «радикальное движение» в итальянском дизайне оказалось не просто идеологическим кунштюком, а вполне успешным коммерческим проектом. Основатели этого успешного в 1960-70-е годы дизайнерского трио — Джонатан Де Пас (Jonathan De Pas, 1932-1991), Донато Д'Урбино (Donato D'Urbino, р. 1935) и Паоло Ломацци (Paolo Lomazzi, р. 1936) — стали авторами предметов, оказавшихся опорными точками для итальянского дизайна. Их самые известные проекты были одновременно интеллектуальными и несли бешеную игровую энергию.


По теме: Архитекторы Superstudio: мир будущего из 70-х

Джонатан Де Пас, Донато Д'Урбино, Паоло Ломацци

Футуристические архитектурные проекты и разноцветные надувные кресла DDL, ставшие символом 60-х годов, передают тот беззаботный оптимистичный дух, который царил в этой студии: проекты точно отображали характер этих трех мужчин, бывших близкими друзьями и коллегами. «На мой взгляд, из всех итальянских дизайнеров 1960-х и 1970-х годов только они смогли объединить движение Radical Design с реальной жизнью и коммерцией», — комментирует Паола Антонелли, старший куратор нью-йоркского музея MoMA, которая выросла в Милане и помнит дизайнеров и их работы с детства.

Студия De Pas, D’Urbino & Lomazzi, как их называли, была образована в 1966 году, когда трем соучредителям было за тридцать. Они работали вместе в течение 35 лет, в основном в здании на виа Россини, где располагалось так много мастерских художников, что в местном сообществе оно было известно как «Ка ди Питтур» («Дом художника»), пока Де Пас не умер в 1991 году. Д’Урбино и Ломацци продолжали сотрудничать после его смерти.

Надувное кресло Blow, Zanotta, 1967

Надувное кресло Blow, Zanotta, 1967

Несмотря на то, что имена этих дизайнеров, особенно за пределами Италии, были гораздо менее известны, чем имена их современников (Джо Коломбо, Этторе Соттсасса и братьев Кастильони), Де Пас, Д'Урбино и Ломацци создали несколько предметов, знакомых даже тем, кто никогда не слышал об их авторах. Среди них напольная вешалка для одежды Sciangai, надувное кресло Blow и кожаное кресло Joe, которое они сконструировали как гигантскую копию кожаной бейсбольной перчатки и назвали в честь Джо ДиМаджо, знаменитого игрока команды New York Yankees с 1936 по 1951 год. Обе культовые модели — и Blow, и Joe, — пропитаны элементами пародии и китча, типичными для движения Радикальный дизайн, Radical Design.

Джейн Биркин на фоне кресла Blow, Zanotta, 1967
Джейн Биркин на фоне кресла Blow, Zanotta, 1967

Это важное дизайнерское направление существовало как протест против «сдержанного вкуса» и «хорошего дизайна» послевоенных лет и одновременно отмечало избыточность потребления середины 1960-х. Для Radical Design также были характерны цинизм и гнев, однако в бюро De Pas, D’Urbino & Lomazzi игнорировали эту темную сторону. Им было интереснее создавать вещи веселые и нежные, которые при этом не выглядели чрезмерно сентиментальными. Это способствовало их растущей популярности. Несмотря на то, что их работы легко могли обернуться китчем, этого не произошло: от вульгарных трактовок вещи спасала интеллектуальная внятность. Де Пас часто говорил: «Дизайн должен быть организован вокруг идеи, которую конечный проект должен выражать определенно, без двусмысленности».

Диван-перчатка Joe, Poltronova

В кресле Blow ведущей оказалась идея технологической инновации надувного пластика, которую три друга воплотили в привычной форме архетипического кресла. А в случае с креслом Joe для они руководствовались представлением человеческом теле, прижатом к подушке бейсбольной перчатки по аналогии с пойманным мячом. Сейчас обе концепции кажутся не слишком убедительными, однако они были настолько четко сформулированы в готовых объектах, что результат оказался вполне убедителен для потребителя — вещи ждал оглушительный успех.

Кресло Blow было разработано в 1967 году. Этот первый итальянский надувной дизайнерский объект вскоре стал символом нового свободного и легкого стиля, воплощавшего утопический проект Марселя Бройера о предмете мебели, поддерживаемого воздушной колонной.

Диван Piumino, Dall'Oca, 1970

 

Его выпуск стал возможен благодаря компании Zanotta, которая на протяжении многих лет последовательно продвигала исследования экспериментальных продуктов в массы. Успех кресла на Мебельном салоне 1968 года был безоговорочным, и дизайнеры вскоре создали другие надувные объекты из прозрачного ПВХ: они были показаны в Пневматическом зале на выставке Eurodomus в Турине. Хотя кресло Blow в настоящее время снято с производства, оно до сих пор считается символом легендарных 60-х годов и одним из наиболее значимых объектов «поп-арта». Исследователи дизайна рассматривают его как модель социальных и культурных изменений тех лет.

Вешалка для одежды Sciangai, Zanotta
Светильник Lampiatta, Stilnovo, 1970-е

Дизайнерам было свойственно в своих предметах использовать любые коннотации с игрой — спортивной, детской или берущей свои истоки в тысячелетних традициях. Так, они были очарованы древней китайской игрой, где игрок должен был вытащить тонкую деревянную палочку из общей кучи таким образом, чтобы другие палочки не сдвинулись с места. Эта игра по-итальянски называлась Sciangai, и они выбрали ее в качестве основы для функционального повседневного объекта. Взяв восемь «палочек» и соединив их вместе центральным шарниром, они разработали гениальную деревянную конструкцию, которая «открывается» вверху и внизу и напоминает деревянную связку. Этот объект служит вешалкой для головных уборов и пальто. Вешалка Sciangai производится Zanotta с 1973 года и до сих пор встречается во многих домах и офисах.

Диван Onda, Zanotta.

Паола Антонелли отмечает: «У предметов этой студии, возможно, нет такой «преемственности» и надежности, как в вещах Кастильони, или страсти и гениальности Соттсасса, но их уважают и любят. А такие вещи, как кресло Blow, являются абсолютными опорами истории итальянского дизайна».

Модульный диван Carrera, BBB Bonacina, 1974

Модульный стеллаж Brick, Kartell, 1970

Тоннель с портовыми отверстиями, разработанный для выставки Triennale 1968 года в Милане

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит