Матали Крассе (Matali Crasset, р. 28.07. 1965) — не спутать ни с кем. Со стрижкой, напоминающей французского монаха, со слегка андрогинной внешностью, Крассе прочно заняла место среди самых именитых французских дизайнеров. Награждена национальным французским орденом «За заслуги», офицер ордена Искусств и литературы.
Ей нравится всматриваться в постоянно меняющуюся среду, интересно придумывать вещи, обладающие модульностью и функциональной гибкостью, она поднаторела в сетевой коммуникации и в суперновых принципах ведения бизнеса. Среди недавних работ – модульный диван Self-made Seat для Campeggi, состоящий из блоков, каждый из которых можно носить, как чемодан, а также гигантские корзины, сплетенные по ее заказу мастерами из Зимбабве. Спроектировала класс для приготовления сладких блюд в одной из известных французских кулинарных школ, уподобив интерьер (желтые стены, белые скамейки, этажерки и столы) знаменитому десерту с безе.
Матали Крассе родилась 28 июля 1965 года в Шалон-ан-Шампань. Детство проводила в маленькой деревушке на севере Франции на ферме, где работа определяет повседневную жизнь. По первому образованию — маркетолог. Более поздняя специализация — промдизайн. Визитной карточной своего творчества сама Крассе считает Quand Jim monte à Paris. Эксперты утверждают, что сила Крассе в том, что скорее она мыслит гипотезами, чем постулатами. Весь ее творческий путь с конца 90-х годов – упрямое желание не заниматься поисками формы, а через предметы предлагать передовые сценарии обустройства жизни. Она погружена в эклектичную среду: то вникает в тонкости ремесленной работы и текстильного производства, то изучает возможности электронной музыки и реалии справедливой торговли. Реализуя проекты в разных сферах, Матали Крассе черпает вдохновение в сценографии, декоративно-прикладном искусстве.
Пока Матали обучалась маркетингу, у нее было задание нарисовать упаковку для флакона духов. Но так, чтобы упаковка стала частью рекламной компании. И она вдруг поняла, что самое интересное дело — это дизайн. Продолжая заниматься маркетингом, Матали поступила в Национальную высшую школу промышленного творчества в Париже.
С 1992 года, уже имея диплом в кармане, она начала развивать свои профессиональные связи и накапливать опыт. В какой-то момент она отправилась в Италию показать свои проекты и познакомилась там с дизайнером, сильным концептуалистом Денисом Сантакьярой. Он – автодидакт, поддержал ее в желании мыслить самостоятельно, в течение 8 месяцев они трудились над общими проектами, и до сих пор француженка с благодарностью вспоминает этот короткий, но благотворный период. Потом Крассе вернулась во Францию и начала искать собственный путь в дизайне. Однако в 1993 году она присоединилась к команде Филиппа Старка в качестве арт-директора Thomson Multimédia и проработала в этой должности пять лет. В 1998 после приватизации Thomson Multimédia, Матали поставила на ноги свое собственное предприятие. Наладила производство под брендом Sarl: открыла мастерскую в Париже в здании старого завода в центре Бельвиля.
Она дебютировала с собственными предметами в Берлине в 1998 году. Показала Quand Jim monte à Paris — программную работу, которая демонстрировала отношение Матали к бытовым предметам и пространству для жизни. Ее вещи были настолько просты и одновременно необычны, что Крассе приобрела профессиональное реноме. В 2009 году она приняла участие в знаменитой выставке Préliminaires, организованной парижской галереей Slotte. Там ее предметы соседствовали с работами Арика Леви, Матье Леаннера, Флоранс Жафрен. Сегодня некоторые вещи Матали Крассе находятся в коллекции парижского Музея декоративно-прикладных искусств и в нью-йоркском Музее современного искусства.
У Матали Крассе всегда был концептуальный подход и желание развивать свое особое ощущение свободы. Неслучайно именно с ней пожелал работать известный парижский галерист Тадеуш Роппак, он приготовил с Матали Крассе проект «Путешествие в альтернативную историю».
За два десятка лет в каких только областях ни работала Крассе! Она умудрялась обходить традиционное формообразование и традиционный декор, ее интересовали только функции вещей и их взаимодействие друг с другом.
Что ей интересно? Создавать предметы и услуги, придумывать пространства взаимодействия реальные и виртуальные. Определять числовую идентичность. Помогать продвижению бизнеса, помогать позиционированию социальных инициатив и проектов, создавать воображаемые миры, развивать новую логику.
Пару лет назад Матали предложила проект, демонстрирующий возможности бетона, как материала для предметов люкса, поддержав амбициозный молодой бренд Concrete LCDA. А вначале 2016 года удивила парижан, затронув один из городских символов — старый добрый газетный киоск. Матали предложила его современный вариант в духе века виртуальной информации.