В Пушкинском музее открыта выставка, посвященная Пикассо и его русской жене Ольге Хохловой. Более 200 экспонатов: картины, мебель, письма прибыли в Москву из Парижа.
По теме: Пикассо. Голубой и розовый
Известно, что периоды в творчестве Пабло Пикассо, кардинальные смены стиля, техники и видения определялись появлением новой женщины. Русская балерина Ольга Хохлова (р. 1891 в семье военного инженера) стала первой официальной женой Пабло Пикассо. И формально оставалась его женой до самой смерти. Ольга Пикассо ушла из жизни в Каннах летом 1955 года. С ее именем связан «классический» период в его живописи: она пришла в ужас, увидев кубистические работы мастера и требовала, чтобы он писал ее похожей. Ольга Хохлова была безукоризненной светской дамой, требовательной хозяйкой, ответственной матерью (их сын Пауло родился в 1921 году), но женой и любовницей оказалась неважной. С самого начала Пикассо писал жену как трофей, а не как объект желания.
1. Начало романа Ровно сто лет назад Пикассо собирался посетить вечный город в качестве молодожена, но в последний момент его бросила невеста Ирен Лагю, точно так же, как до этого другая его подруга Габи Леспинас. Поэтому Пикассо прибыл в Рим не с молодой женой, а с поэтом Жаном Кокто, который уговорил художника придумать костюмы и декорации к спектаклю «Парад». Постановка дягилевской труппы собрала многих звезд — либретто писал Кокто, музыку Эрик Сати, хореографию ставил Леонид Мясин. Друзья-кубисты неистово ругали Пикассо за желание примкнуть к «Русским балетам», но Пикассо не реагировал на проклятия. После тяжелых лет войны он мечтал отдохнуть и провести пару месяцев в относительно спокойном Риме. Тут он и увидел холодную русскую красавицу с зелеными глазами. Начав настойчивые ухаживания, Пикассо повсюду сопровождал, бесконечно рисовал балерину и добивался взаимности: Дягилеву пришлось ему объяснить, что Ольга Хохлова принадлежит к дворянской семье, и до венчания о близких отношениях не может быть и речи.
2. Мама не советует Пикассо было уже 35 лет, и он думал о респектабельной жене, которая должна подарить ему сына. «Парад» с огромным успехом показали в Париже, потом повезли в Барселону. Тут художник решил представить свою избранницу матери. Говорят, Мария Пикассо посмотрела на Ольгу и сказала: «Бедная девочка. Ты не знаешь, на что себя обрекаешь. Если бы я была твоей подругой, я бы уговорила тебя этого не делать. Вряд ли кто-то будет счастлив с моим сыном. Он сосредоточен на себе, до других ему дела нет». В Барселоне Хохлова и Пикассо провели несколько месяцев, там он написал ее портрет в испанском головном уборе («Женщина в мантилье», Музей Пикассо в Малаге).
3. Машина с шофером «Она любит чай, икру и пирожные. Я люблю сосиски и фасоль». Женившись на Хохловой, Пикассо превратился из богемного художника в буржуа. В 1922 году Ольга серьезно заболела. Ей потребовалась операция. Именно тогда Пикассо купил черный автомобиль марки Panhard. Злые языки утверждают, что на покупке настояла жена. Само по себе это не было сенсацией, машинами в то время обзаводились многие. У Франсиса Пикабии их было пятнадцать. У Андре Дерена был Renault и гоночный Bugatti, Брак катался на собственном Alfa Romeo. Вызывающим было то, что Пикассо отказался учиться вождению и нанял водителя. Он говорил, что если у художника есть деньги на автомобиль, у него должны найтись деньги и на шофера.
4. Две хозяйки одного дома Несмотря на рождение сына и внешний шик жизни респектабельной семьи, отношения окончательно разладились в конце 1927 года. Пикассо таскался в бордели и ловил девчонок на Больших бульварах. В 1928 году он встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер, которая на семь лет стала его наваждением — и сексуальным, и творческим. В 1930 году Пикассо приобрел маленький замок в Буажелу, в часе езды от Парижа. В бывших конюшнях он устроил себе мастерскую. Всю неделю Мари-Терез Вальтер исполняла роль музы и модели. По выходным полновластной хозяйкой выступала законная супруга художника. На случай внезапного приезда мадам Пикассо посреди недели у двери стоял велосипед, на котором Мари-Терез мчалась в ближайшую гостиницу в Жизоре. Когда и без того ревнивая Ольга узнала о существовании другой женщины, она продолжала поддерживать видимость семьи, пока в 1934 году у Мари-Терез Вальтер и Пикассо не родилась дочь.
5. В браке до конца Известно, что, расставшись в 1935 году, Ольга и Пабло так и не развелись до ее смерти. Когда в июне 1918 в православном соборе на рю Дарю в Париже сыграли свадьбу, Пикассо был влюблен и уверен, что жить они будут долго, счастливо и умрут в один день. Он заключил брачный контракт, согласно которому в случае развода Ольга получала половину его имущества. Именно это послужило причиной того, что супруги прожили в браке 40 лет — до самой смерти Хохловой, хотя фактически жили вместе всего 17. Пикассо даже подумать не мог о том, чтобы расстаться с половиной своих работ. Было еще одно обстоятельство, которое делало развод невозможным. Во Франции и он, и она были иностранцами, а значит, должны были расстаться по законодательству одной из стран. Об СССР речь не шла, но и в Испании пришел к власти генерал Франко, а разводы стали запрещены. Ненависть к жене Пикассо стал вымещать в картинах. В серии, посвященной корриде, он изображал ее в виде лошади или мегеры: «Это был наихудший период в моей жизни. Она слишком многого от меня хотела».
• Выставка «Пикассо и Хохлова», ГМИИ им. Пушкина, до 3 февраля 2019.