Одна из фигур современного искусства, американская художница Синди Шерман выставляется в Национальной портретной галерее в Лондоне. Известная своими автопортретами, она ставит под сомнение репрезентацию женственности в поп-культуре. Куратор Пол Мурхаус собрал 180 работ за 40 лет, начиная с 70-х, некоторые из которых никогда не выставлялись, находясь в частных коллекциях.
По теме: Арт-рекордсменки: 8 самых дорогих современных художниц
Телезависимый ребенок Детство и юность Синди Шерман прошли на Лонг-Айленде и, по ее словам, она была настоящим «телеманьяком». Пока родителей не было дома, Синди пересматривала одни и те же фильмы: среди которых «Окно во двор» Альфреда Хичкока, кардинально повлиявшей на ее творчество. Позже Шерман стала перевоплощаться в героинь вымышленных ею фильмов и фотографировать сама себя. Серия Untitled Film Stills («Кадры из фильмов без названия») — 70 черно-белых снимков, созданных в начале 1980-х, была встречена неоднозначно: Шерман удалось продать всего несколько фото по 50 долл. В марте 2019 года «№ 21» из этой серии была продана на аукционе Sotheby’s за более чем 800 тыс. долл.
Апроприантка Шерман принимает образы подростков, лежащих на кровати и смотрящих в потолок, фотомоделей, мадонн, домохозяек, проституток, роковых женщин, клоунов, вампиров... Она — художник поколения модернистов и апроприаторов, чей жанр — присваивать и перевоплощать все, что понравилось в истории. Ее привлекают популярные ссылки из мира телевидения, кино, медиа, а сегодня интернета и соцсетей. Шерман словно говорит: «это не женщины, а образы женщин». Ее портреты не являются «автопортретами». Они представляют собой бесконечность масок, стереотипов, странных и знакомых одновременно, отражений множества идентичностей. Кто такая Синди Шерман? «Но кто вы, кто смотрит на меня?», — отвечает художник.
Синди Шерман. Без названия #92. 1981. Фото: Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York
Манипулятор «Фотографии Синди Шерман как никогда актуальны в эпоху селфи и соцсетей», — считает директор Национальной портретной галерее Николас Каллинан. В инстаграме 65-летней Шерман: новые фильтры и фотоприемы, а мужские характеры сменяют женские. «В истории искусства существует непреложный закон: характер человека читается в его лице, — говорит Мурхаус. — Мы смотрим на других людей и пытаемся понять по тому, как они выглядят, какие они. Но дело в том, что мы никогда не узнаем правду до конца, сколько бы мы ни смотрели». «Мне нравится делать действительно сложные вещи, которые люди не могут купить», — говорит Шерман.
• Cindy Sherman, National Portrait Gallery, Лондон, до 15 сентября.