Выставка Camp: Notes on Fashion началась в Нью-Йорке, в Институте костюма, MET. Тема выбрана, благодаря возрастающей любви к гротеску и театрализированной моде.
«Мы переживаем возрождение кэмпа», — считает Эндрю Болтон, главный куратор Института костюма. «Что такое Camp? В 1960-е, 1980-е годы и в нашу эпоху, в которой мы живем сейчас, эстетика кэмпа — определяющая эстетика времени, — говорится в обращении для прессы. — Кэмп «всплывает» в моменты социальной, политической и экономической нестабильности, когда общество поляризовано, поскольку, несмотря на всестороннюю интеграцию, оно никогда не теряет своей силы разрушать и бросать вызов статусу-кво».
В соответствии с основополагающим сочинением Сьюзен Зонтаг «Записки о кэмпе», написанном в 1964 году, общеизвестно, что кэмп трудно определить, и даже говорить об этом — значит предать концепцию. Кэмп является одновременно ироничной, избыточной, чрезмерной и абсурдной реальностью. Хотя это слово обычно ассоциируется с ЛГБТ-культурой, оно описывает все, что является намеренно показным или чрезмерно женственным.
Неуловимую концепцию попросили воплотить европейскую знаменитость — бельгийского дизайнера, сценографа и театрального художника Яна Версвейвельда, который отвечает сегодня за дизайн этой главной модной выставки года.
С 2001 года Ян Версвейвельд — главный художник, фотограф и сценограф Toneelgroep Amsterdam — крупнейшего репертуарного театра Нидерландов. Версвейвельд придерживался изящного, современного подхода к дизайну, но выкрасил стены розовым цветом и подлил розового света. Кэмп, таким образом, предстал в розовых тонах, но в разных образах — от веселых до возмутительных. На выставке — не только наряды, но скульптуры, картины, рисунки, начиная с XVII-го века и до наших дней.
Один из первых залов включает итальянскую бронзовую статую мальчика в духе Beau Ideal, которая была частью коллекции французского короля.
Продолжается выставка большим количеством произведений искусства, связанных с Версалем, дворами Людовика XIV и Людовика XV и предметами, исследующими дендизм. Затем экспонаты прослеживают происхождение кэмпа на примере субкультур Европы и Америки конца XIX — начала XX веков. На выставке есть наряды Оскара Уайльда, который неразрывно связан с изображением женоподобного аристократа.
Одна из инсталляций отображает 58 принципов из трактата Зонтаг, которые включают в себя иронию, юмор, пародию, подлость, выдумку, театральность и преувеличение. Темная комната заполнена разноцветными стеклянными коробками с образцами кэмп-моды и надписями «Пол без гениталий» или «Дендизм в эпоху массовой культуры».
Среди дизайнеров здесь отмечены Вивьен Вествуд, Карл Лагерфельд, Коко Шанель, Джереми Скотт и Мартин Маржела. • Camp: Notes on Fashion, Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк, до 8 сентября.