100 лет дизайна: Lounge Chair Чарльз и Рэй Имзов
Lounge Chair and Ottoman по дизайну Чарльза и Рэй Имзов является олицетворением промышленного послевоенного дизайна. Оно прописалось в коллекциях двадцати музеев дизайна, предмет бесчисленное количество раз появлялся на экранах в кинофильмах, его большими поклонниками были Фрэнк Синатра и Ханс Руди Гигер.
Популярность с момента создания — предмет был выпущен в 1956 году — была так велика, что его представили в прайм-тайм в известном телешоу Arlene Francis Home Show. Это был первый случай за всю телевизионную практику того времени, когда дизайнеры получили такое приглашение.
На создание этой «двухчастной» мебельной композиции Чарльза и Рэй Имз вдохновил знаменитый режиссер Билли Уайлдер, автор фильма «В джазе только девушки». Имзы часто приходили к нему на съемочную площадку, и были свидетелями, как Уйалдер в перерывах между съемками делал для себя шезлонги из подручного реквизита, чтобы передохнуть.
Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ обработки фанеры в мебельном производстве.
Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чтобы обеспечить более плавную подстройку кресла под сидящего, использовали соединение спинки с помощью подлокотников. Кресло состояло из множества деталей, однако к креслу прилагалась подробная схема его сборки: при переезде или необходимости его можно было самостоятельно разобрать и собрать.
Когда кресло проходило тестовые испытания, Чарльз Имз пригласил своего друга, кинопродюсера Джулиана Блаустина в свой офис, чтобы тот опробовал кресло во время чтения сценариев. Блаустин устроился поудобней, Имз вышел из комнаты, чтобы решить деловые вопросы в другой части офиса. Когда он вернулся, то застал своего друга крепко спящим. Блаустин был раздражен этим обстоятельством, однако Имз был крайне доволен.
Первый тестовый экземпляр, разумеется, остался у самих Имзов в офисе. А второй — еще до начала промышленного производства этой модели — отправился прямиком в дом Билли Уйлдера. Lounge chair and Ottoman стал ответным подарком Уайлдеру, вручившим несколькими годами ранее кресло, которое в семье Имзов обожали. Сам Чарльз Имз часто шутил, что искренне хотел бы сам спроектировать подаренное Уайлдером сидение.
Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось и к удобству (кресло должно было ловко обхватывать человека), но также к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.
Первые десять лет производства компания Herman Miller предлагала кресло в отделке из кожи, ткани и искусственного материала Naugahyde. Однако Чарльз и Рэй Имзы настаивали, чтобы в каталоге была приписка, что рекомендуемый материал для кресла — «лучшая ягнячья кожа». Пара заказывала ее в Шотландии, поскольку там фермеры не использовали для ограждения колючую проволоку, и в результате в производство шла кожа высшего качества.
Занятный факт: подушки кресла Lounge chair and Ottoman не только симметричны, но и взаимозаменяемы. Любопытно также, что основание стула с его характерными пятью «лопастями» было первоначально разработано как основа для офисного стола, а вовсе не для кресла.
В 1961 году вышла знаменитая статья в журнале Playboy, в которой были представлены ведущие дизайнеры того времени (на фотографии авторы были рядом с культовыми предметами, ими спроектированными). Автор статьи заявлял, что «Lounge Chair and Ottoman подгружает сидящего в нем человека в атмосферу чувственной роскоши, которая была доступна только нескольким смертным со времен Нерона». Сейчас кресло выпускается в нескольких цветовых вариантах: черном, двух видах коричневого и белом, под брендами Herman Miller и Vitra.