Российская марка Half & Half — молодой бренд, нацеленный на возрождение российских традиционных ремесел. Его основатель — Марина Николаевна, чья встреча с графическим дизайнером и арт-директором института «Стрелка» Анной Кулачек стала ключевой для обеих.
Марина увидела созданные Анной дизайнерские тарелки с элементами гжельской росписи, созданные в единичном экземпляре для конкретного проекта. Дизайн Анны отличался потрясающей вписанностью в современной контект: в ее багаже опыт работы с Prada и Calvin Klein, Театром Наций и Политехническим музеем; участие в различных международных конкурсах и биеннале; также она является резидентом Fabrica Research Centre Benetton.
Однако после того экспериментального случая тарелки Анны не пошли в производство. Мария решила довести дело до конца. Было решено делать лимитированные серии посуды на производствах, уже располагающих всеми мощностями, где есть мастера с многолетней практикой и кто мог бы качественно воплотить идеи по переосмыслению традиционной росписи. Первым местом, куда отправились Марина и Анна стал завод «Объединение Гжель», где была выпущена первая коллекция посуды под брендом Hаlf & Half. Мотивы кобальтовой гжельской росписи преобразились с помощью современных форм и лаконичных пропорций.
Очевидное решение по производству первого тиража оказалось не легким в воплощении. Большинство производств идеологически неповоротливы: они не привыкли в новым визуальным стандартам, по каким уже давно работает большинство европейских дизайнеров и компаний, имеющих дело с ремесленными практиками.
Ломка классических стереотипов сопровождается и сложностями с оборудованием: в большинстве производств (Гжель, Хохлома) оно устаревшее, а средств на замену печей нет. Старые печи, соответственно, могут давать большой процесс брака, что усложняет логистику и вызывает удорожание всего процесса.
Производство коллекции Half & Gzhel (и других) — от начала до конца делается вручную. В специально изготовленные гипсовые формы заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Каждую тарелку просушивают и тщательно готовят к росписи: шлифуют шероховатости, затирают неровности и проверяют на наличие дефектов.
После первого обжига посуда отправляется к мастерам-художникам, которые расписывают ее специальной краской — раствором окиси кобальта. В жидком виде краска темно-серая, а ярко-синей станет только после продолжительного финального обжига. Марина комментирует: «Коллекция Half & Gzhel была выпущена ограниченным тиражом: мы понимали, что выходить на стабильные тиражи у нас не получится из-за особенностей производства. Отчасти поэтому коллекция была лимитированной. Весь тираж мы продали, это, наверное, и есть коммерческий отклик, у нас появился бюджет на следующую коллекцию и ее реализацию. Надеюсь, с хохломой отклик будет аналогичным».
Дизайнером коллекции Half & Hohloma также выступила Аня Кулачек. Она рассказывает об истории создании коллекций: «Я графический дизайнер и каждый год я вижу, как многие пытаются создать бренд страны. О нем говорится пру месяцев, и потом проект остается в портфолио. Но ремесла — это готовый бренд, имеющий огромную историю. Мир трансформируется, города перестраиваются, мы сами меняемся, хотелось бы, чтобы ремесла жили со временем, сохраняя все самое лучшее, но и приобретая новое. Чтобы нам всем не просто хотелось подарить это бабушке на юбилей, но и пользоваться самим в обычной жизни.
Мы же начали с чего-то простого — с гороха. Хотелось просто расчистить тот визуальный шум в подходе к ремеслам, который есть сейчас. Я бы не стала выделять любимый предмет в коллекции. Наверное, это как раз тарелки в горох: два цвета и всего один цветок, который в такой среде становится еще красивей. Горохи и цветок как будто говорят друг другу комплименты».
В планах — расширение линейки и выпуск предметов от тарелок, блюдец до чашек и сахарниц: из них можно будет создать уникальный сервиз. Также ожидается взрывное развитие бренда (сейчас в работе одновременно пять коллекций) и расширение сферы распространения дизайна Half & Half: основатели скорее ориентируются на американский рынок.
• Арт-директор рекламной кампании: Женя Онегина. Фотограф: Даша Кузнецова. Стиль, сет-дизайн: Наташа Истомина. Макияж: Надя Маструкова. Прически: Максетт. Ассистент: Настя Шенгелия. Действующие лица/модели: Леша Кочергин, Миша Гурай, Дмитрий Семенов, Костя Степанов.