Пол Эванс (Paul Evans, 1931–1987) — один из самых интересных и популярных на рынке американских дизайнеров. На самом деле он был и скульптором, и художником, но полнее всего реализовался как автор брутальной металлической мебели. Пик его творчества пришелся на 1970-е.
Главная типология — шкафы и креденцы. Авторский стиль — металлические рельефы сложного рисунка, напоминающие работы американского скульптора-модерниста Луизы Невельсон.
Пол Эванс родился в Трентоне в 1931 году, но детство провел в маленьком городке Ньютауне, штат Пенсильвания. Его отец руководил английским отделением квакерской школы, мать была художницей, поэтому с юных лет Эванс рос в атмосфере творчества и наблюдал работу художников и ремеслеников разных специализаций.
Карьера Эванса была неровной, со взлетами и падениями. После окончания учебы в знаменитой Академии искусств в Кранбруке Эванс зарабатывал на жизнь, работая сварщиком. Лишь в 1950-х годах Эванс начал делать медные сундуки и знакомиться с техникой производства стальных шкафов, уже в 1961 году провел персональную выставку в American House (нынешний Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке). Коммерческого успеха автор добился в 1964 году, когда стал главным дизайнером мебельной фирмы Directional Furniture.
Уникальный стиль Эванса определяло производство, когда каждая деталь изготавливалась и монтировалась мастерами вручную под пристальным руководством дизайнера. Многие работы Эванса подписаны, а некоторые имеют не только подпись, но и дату.
Несмотря на отчетливо узнаваемый стиль, брутальную металлическую мебель от Пола Эванса довольно сложно классифицировать. Cтиль конкретных работ во многом определяли дилеры, в частности, Тодд Меррил, который в 1980-е годы рекомендовал Эвансу делать вещи не такие дорогие, более доступные для нового поколения коллекционеров. Вообще сам Меррилл признавался, что когда впервые увидел мебель Эванса, подумал о том, что она, на самом деле, страшная и напоминает инопланетные корабли клингонов.
В своей работе Эванс любил экспериментировать, пробуя разные техники обработки металла и сочетая разные материалы. Помимо экспериментов с позолоченной грубой древесиной и полированным до зеркального блеска металлом, он любил встраивать в мебель электронику, чтобы двери и полки могли перемещаться с помощью дистанционного управления.
Часто в проектах Эванс использовал детали, найденные на помойке. Несмотря на это, цены на его предметы варьируются от 3 тыс. до 300 тыс. долл. К примеру, Художественный и Аукционный Центр Rago купил пару стульев Эванса 1970-х годов за 3900 долл., камин из ореха 1950-х годов из выставочного зала Пауэлла за 96 тыс. долл. и зазубренный дверной проем 1970-х годов из дома Пауэлла за 54 900 долл.
Шедевры Эванса есть у архитектора Питера Марино, в семье коллекционеров Линдеманнов, у многих звезд Голливуда, но один их самых преданных коллекционеров его работы — Диана фон Фюрстенберг. Певец Ленни Кравиц коллекционирует произведения Эванса, говоря о творчестве мастера: «Его работы потрясающе красивы, потрясающе уродливы, потрясающе потрепаны и в то же время потрясающе изысканы».