Людвиг Мис ван дер Роэ: 5 «китов» великого архитектора XX века

27 марта 2025 г.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) полжизни прожил в Германии, хотя его считают прежде всего американским архитектором: эмигрировав в 1930-х в США, за океаном он успел построить намного больше, чем в Старом свете. Автор каркасных конструкций, свободной планировки и панорамного остекления, Мис ван дер Роэ (27.03.1886 — 17.09.1969) во многом определил развитие современной архитектуры.


По теме: Пьеро Порталуппи: буржуазный и элегантный

Функционализм

Университетам» будущего гения стала прежде всего работа в бюро крупного немецкого архитектора Петера Беренса, куда талантливый юноша попал в 1905-м. Беренс — мастер классической архитектуры, и в проектах ван дер Роэ всегда будет чувствоваться стержень, умение работать с пропорциями и композицией.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото
Новая Национальная галерея в Берлине, 1968

Позже, уже с высоты опыта, мастер говорил, что архитектура рождается из дисциплины и грамматики. Стройная выверенная архитектура мелочей — конек будущей звезды. (Именно Людвиг Мис ван дер Роэ — автор одного из главных изречений архитектурного XX века: «Бог кроется в деталях»).

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото
В 2021-м Новую Национальную галерею открыли после бережной реставрации, проведенной бюро Дэвида Чипперфильда

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото

Архитектор пропагандировал чистую функцию: когда за предельно лаконичным пространством скрывается столь же сдержанный интерьер. Любая конструкция продумывается прежде всего с точки зрения функции и может считаться универсальной. Еt можно воспроизвести в любой точке мира. Миса ван дер Роэ называют пионером «интернационального стиля».

Баухаус

Заработав себе репутацию уже в ряду первых немецких имен прогрессивной архитектуры, в 1930-м архитектор становится третьим и последним директором знаменитой архитектурной школы (через три года вуз закрыли) и одним из тех, кто реализовал принципы Баухауса на деле. Он считает, что конструкция здания должна хорошо читаться. «Конструкция — это хребет здания». Она всегда определяет планировку. Архитектор также внедряет свободную планировку (сегодня это основа основ каждого первого проекта) и панорамное остекление, благодаря которому интерьер наполняется естественным светом и связывается с окружающей средой.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Дом по проекту Миса ван дер Роэ в поселке Вайсенхоф, 1927 г.

Впервые Мис ван дер Роэ применил еt в 1927 году в проекте выставочного социального жилья под Штутгартом: малоэтажные жилые секции фиксировали только общие зоны, внутри квартир обособленно располагались кухни и санузлы, остальные помещения легко трансформировались в зависимости от нужд жильцов. (Кстати, здесь живут до сих пор.)

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Поселок Вайсенхоф в целом — настоящий музей экспериментальной архитектуры, ведь наряду с постройками Миса ван дер Роэ здесь есть дома Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, Ричарда Докера и других звезд эпохи

Принцип каркасных конструкций и свободной планировки архитектор также применял к частному жилью. Иллюстрацией может стать одна из самых известных работ его немецкого периода — вилла Тугендхат в Брно, двухуровневая постройка, обыгрывающая непростой рельеф.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Вилла Тугендхат в Брно, 1928-1930. Сегодня музей и памятник ЮНЕСКО

Less is more

«Меньше значит больше» — один из основных постулатов современной архитектуры, сформулирован как раз Мисом ван дер Роэ. (Однажды в интервью? характеризуя свое творческое кредо, он удачно применил цитату из стихотворения известного британского поэта Роберта Браунинга.) Минимальными средствами можно добиться многого.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото

Главным выразительным элементом построек архитектора-новатора всегда была сама архитектура. Любой проект Миса ван дер Роэ — это каркасная конструкция с модульными секциями внутри, оставляющая впечатление легкого, свободного, наполненного светом и воздухом пространства. Именно пространство архитектор ставил во главу угла.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Немецкий павильон на Всемирной выставке в Барселоне, 1929

Так, проектируя Немецкий павильон на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне, архитектор использовал блоки и панели из натурального камня и каркас с остеклением, чтобы создать легко читающееся, элегантное и медитативное пространство строгой организации, в котором хочется размышлять. В 1980-х разобранный после выставки павильон восстановили на прежнем месте, и сегодня это не только памятник архитектуры, но и ее музей, который можно посетить.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
В проекте gавильона Германии главную партию играют травертин, редкие сорта мрамора и оникс

Уже за океаном Мис ван дер Роэ строит крупные общественные здания: кампус Иллинойского университета и небоскребы в Чикаго и Торонто, в которых работает все тот же принцип. Легкая конструкция из стекла и стали, оставленная на виду, и внутреннее зонирование с акцентом на свободную планировку и масштабные пространственные решения. Офисная башня из стекла и стали Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958 год) по проекту Людвига Миса ван дер Роэ считается прародителем современных офисных зданий — сегодня этот силуэт и сам образ можно встретить в любом мегаполисе мира.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Сигрем-билдинг на Парк-авеню 375, Манхэттен. Архивное фото

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото

Кресло Barcelona

Одно из самых узнаваемых кресел в истории дизайна, модель Barcelona chair, Людвиг Мис ван дер Роэ придумал в 1929-м для интерьеров Немецкого павильона. Соавтором выступила подруга архитектора и известный немецкий дизайнер Лилли Райх. Сталь и кожа — легкость и изящество, присущие всему, что выходило из-под пера архитектора. Лаконичная модель, эталон функционализма, была вдохновлена… древними тронами, которыми гордились высшие должностные лица Рима. Прообраз считывается, например, в характерной форме перекрещенных ножек.


Сам Мис ван дер Роэ говорил, что спроектировать удобное кресло всегда намного сложнее, чем построить небоскреб. Сегодня права на переиздания культовой модели у немецкого бренда Knoll, и Barcelona до сих пор в активе дизайна.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото

Стеклянный дом

Одной из своих главных задач архитектор видел собрать в единое целое дом, природу и человека. И ему удалось этого добиться, в частности, в самой известной своей постройке — загородном доме Фарнсуорт в Плейно (штат Иллинойс), законченном в 1956 году. Иногда его называют просто Стеклянным домом — из-за сплошного остекления, которого на фасаде в разы больше, чем глухих поверхностей.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото

Каркасная конструкция поднимается над землей на опорах, создавая эффект парения в воздухе. Все интерьеры этого «левитирующего» дома выставлены напоказ. Правда, вокруг лишь зелень лугов и леса (хозяйка Эдит Фарнсуорт видела его домом на уикенд). Интерьер — идеал свободной планировки: здесь нет привычных комнат, нет даже перегородок, вся мебель, будь то на кухне или в спальне, располагается вокруг центрального блока.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектура фото

В 2003-м особняк продали с молотка, но силами поклонников творчества Людвига Миса ван дер Роэ (включая, например, Бреда Питта) его удалось выкупить в пользование и под защиту муниципалитета. Миса ван дер Роэ не зря называют отцом современной архитектуры. Заложенные им принципы стали основой многих (считай, каждого второго) градостроительных и частных проектов XX века. И, кажется, он это предвидел — говоря, что создает архитектуру для технологического общества.

Людвиг Мис ван дер Роэ архитектор фото
Мис ван дер Роэ с макетом архитектурного факультета Crown Hall для Иллинойского технологического института, 1950-1956

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит