Итальянскую Superstudio сегодня вспоминают всё чаще. Практирующие дизайнеры и архитекторы стремятся подхватить идеи и образы, порожденные фантазией продвинутых бунтарей 70-х.
Основал Superstudio в 1966 году архитектор Кристиан Торальдо ди Франча вместе с Адольфо Наталини (позднее к ним присоединились Джан Пьеро Фрассинелли, Алессандро Поли и братья Роберто и Алессандро Магрис).
Группа студентов архитектурного факультета Флорентийского университета, всего около 20 человек, решили выработать альтернативную модель жизни на земле. Исполненные презрения ко всем идеалам модернизма, они готовы были сформулировать новые рецепты оздоровления общества. Молодые проектировщики обожали американские научно-фантастические романы, следили за политическими перепетиями конца 1960-х годов. Они назвали себя Superstudio и создали одну из самых ярких страниц в истории итальянского радикального дизайна.
Реальное строительство их интересовало в последнюю очередь. В большей степени их привлекала «анти-архитектура»: они создавали психоделические визуализации, коллажи и фильмы, отражающие их мечты и кошмары. На выставках в галереях и музеях коллектив щедро делился своими умопомрачительными видениями: громадные здания, обгоняющие города, гигантские золотые пирамиды и летающие серебряные столбы, вторгающиеся в деревенские пейзажи.
Они даже представляли себе планету без архитектуры вообще, просто «суперповерхность», которая заменила бы объекты и здания сеткой, «суперповерхность» давала возможность подключения к истоникам тепла, электричеству, топливу и даже солнечной энергии. Тогда полвека назад идея была радикальной; теперь она кажется просто пророческой.
«Наша идея суперповерхности была своего рода предварительным видением того, что стало потом Интернетом» — говорит Кристиан Торальдо ди Франча. «Мы хотели показать, что дизайн и архитектура могут быть философскими, теоретическими действиями и провоцировать новое сознание».
Группа просуществовала всего 12 лет до 1978 года, но оставила заментый след в послевоенном периоде. В период расцвета Superstudio гастролировала со своими выставками повсюду — архитекторы со своими утопическими коллажами добрались и до Арт-центра Уолкера в Миннеаполисе и до лондонского музея Виктории и Альберта. Статьи о Superstudio публиковал Domus, прогреccивный итальянский журнал Casabella и даже гламурный Casa Vogue. Cегодня следы экспериментов Superstudio видны в творчестве архитекторов — голландца Рема Колхаса, американца Стивена Холла и датчанина Бьярке Ингельса.
Конечно Superstudio спроектировали некоторое количество предметов. С 1970 года Zanotta выпускает столы Quaderna. Они покрыты черно-белой клеточкой. Одна из идей Superstudio состояла в том, чтобы редуцировать архитектуру до одного трафарета, который мог бы бесконечно масштабироваться. Сегодня этот прием взяли на вооружение дизайнер из группы RO/LU и голландский дуэт Scholten & Baijings.
Одним из самых ярких эпизодов жизни группы Superstudio стала Superarchitettura I, выставка показанная в 1966 года в Пистойе. И это был совместный проект Superstudio с другой флорентийской группой Archizoom. Именно эту выставку считают смыслообразующим жестом, в котором удалось сконцентрировать всю энергию протеста, самые смелые мечты и дерзкие провокации.
В манифесте Superarchitettura заявлялось немало эпатажного: «Это архитектура суперпродукции, сверхпотребления, супериндукции к сверхпотреблению, супермаркета, сверхчеловека и супертопливо». Блестящий, абстрактный калейдоскоп изображений, который сопровождался яркой сценографией со скульптурными лампами. Все это было прямым отказом модернистской идеи, от формы, которая должна следовать функции.
Сегодня группу Superstudio благодаря проекту «Продолжающийся памятник: архитектурная модель для тотальной урбанизации». Идея проекта была в том, чтобы показать как сетчатые мегаструктуры простираются по мировым столицам и нетронутым природным ландшафтам, охватывая Землю и даже космическое пространство.
Среди самых известных изображений — небывалый вид Манхэттена, охваченного горизонтальным монолитом. Коллажи Superstudio — очень триповые, галлюционгенные образы раскрывали проблемы глобализации и бесперпятственного распространения однородной современной архитектуры. На архитекторов сильнейшиее влияние оказали Айзек Азимов, Филипп Дик, Джеймс Грэм Баллард, работы которых были недавно переведены с английского на итальянский.
Однако в своих видениях и провокациях архитекторы Superstudio действительно прогнозировали будущее. Убедительнее всего об этом свидетельствует проект «Supersurface» 1972 года. Плоская, безликая сетка в визуализации представляет собой не только интернето-подобную матрицу, но и состояние, в котором все люди живут как кочевники-номады, в их жизни нет монотонной работы, нет манипулируемого потребления, нет ни иерархии, ни власти, ни насилия. «Мы будем молчать, чтобы слушать наши собственные тела», — провозгласила группа. «Мы будем слушать наши сердца и наше дыхание. Мы будем всматриваться в то, как мы живем».