Шарлотта Перриан: органика и модернизм
Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand, 24. 10. 1903 – 27.10.1999) — французская модернистка, архитектор, дизайнер, фотограф, коллажист и автор увлекательных мемуаров. Она прожила 96 лет и, по праву, считалась участницей важнейших баталий, смен парадигм и ключевых событий, связанных со становлением и развитием европейского модернизма.
Шарлотте Перриан было 24 года, когда она присоединилась к архитектурной студии Ле Корбюзье. В том самом помещении старинного монастыря на рю дю Севр, 35. По легенде Корбюзье посмотрел на ее эскизы и сказал, что они не занимаются вышивкой подушек. Перриан ушла, а на следующий день Ле Корбюзье увидел выставку ее проектов и сам попросил вернуться. Все это было в 1927 году, после чего они вторем (Ле Корбюзье, его кузен Пьер Жаннере, который стал любовником Шарлотты, и она сама) плодотворно работали вместе в течение десяти лет. Втроем они спроектировали культовую мебель ХХ века — предметы из гнутых стальных трубок — минималистичные и невероятно авангардные.
Даже те, кто никогда не слышал ее имени, точно знают мебель, спроектированную на рю дю Севр. Хотя Шарлотта Перриан вошла в историю дизайна ХХ века не только как соратница Корбюзье, но и благодаря своей нетривиальной трактовке природных мотивов и очевидному вниманию к социальным проблемам. Ее стиль — стриженные волосы, короткая юбка и бусы из стальных шариков для подшипников, со временем начали копировать девушки далекие от проектной культуры.
Интересы это дамы действительно были чрезвычайно широки. C одной стороны, Перриан, конечно, одна из ключевых фигур модернизма, человек полностью разделявший эстетические и формальные поиски Ле Корбюзье 1920-х годов. Именно она по-началу была яростной защитницей мебели из металла. «Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре, — говорила Шарлотта Перриан. Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».
С другой стороны, она был очень чувствительна к деревенской жизни и природным формам. Любовь к природе у Шарлоты Перриан сформировалась в детстве. Часть времени она проводила в Париже, где родители работали в области коммерческой моды, а часть в деревнях — ее мать была родом из Бургундии, отец из Савойи. В возрасте 90 лет Перриан написала мемуары. В самом начале повествования она описала женщин-савоярок, которые стирали белье печной золой в конце каждой зимы и сушили его на полях.
Все, что знал ее глаз, все наблюдения над деревьями, травами, рекой, лугами, полями, все это нашло отражение в дизайне мебели, соединяясь с технологиями и концепциями модернизма.
Перриан отличалась крепким здоровьем, любила спорт. Даже в ее «блестящем» периоде в конце 1920-х годов, она практиковала долгие пешие походы, увлекалась альпинизмом, каталась в Альпах на лыжах. И привлекала к своим спортивным досугам друзей из студии Ле Корбюзье.
В начале 1930-х годов Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере регулярно совершали прогулки на побережье в окрестности Дьеппа и в лесах вокруг Фонтенбло. Там они собирали камни, ветки, кости, ракушки, из которых потом выкладывали композиции и фотографировали. Этот приятный и одновременно экспериментальный вид творчества они называли Art Brut («сырым искусством»).
«Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».
Эти композиции очень повлияли на ее видение мебели и она начала вводить органику — и силуэты и материалы на протяжении всех 1930-х годов. Она с удвольствием подхватила вернувшуюся моду на использования дерева и очень полюбила маркетири из соломы. Нравились ей и прочие материалы традиционной деревенской мебели.
«Я любила точность металла, его блеск и цвет металлической поверхности, покрытой лаком. Но мне нравилась и ласковость дерева». Шарлотта Перриан даже описывала свою мебель очень чувственно — кресла у нее «обнимают», «очаровывают», «ласкают».
Ее страсть к органике усилилась в начале 1940-х годов, когда она начала изучать работу японских мастеров-деревянщиков. Шарлотта Перриан приехала в Токио по приглашению японского правительства для изучения работы местных ремеслеников. Началась Вторая мировая война, Перриан не смогла вернуться во Францию и на несколько лет осталась в Юго-Восточной Азии.
Ей удалось пребраться во Вьетнам. Там она вышла замуж за французского дипломата Жака Мартена и там же родилась ее дочь Пернетт. Ее любовь к японской архитектуре XVI века, интерес к философии чайной церемонии, увлечение вьетнамскими традиционными ремеслами все это развивалось в течение нескольких лет. Перриан пришла к выводу, что традиционное ремесло не только должно сохраняться как национальное достояние, но его можно соединить с модернизмом.
Кроме того, Перриан совсем не была инертной в общественно-политическом плане. Скорее наоборот. И это тоже стало важной частью ее дизайнерской работы. Как многие художники и интеллектуалы в 1930-е годы Перриан была встревожена повсеместным распространением фашистской идеологии и страдала от экономической депрессии.
В 1930-е годов она делала крупномасштабные фотоколлажи. Часто Перриан работала над ними в соавторстве с известными художниками, такими, например как Френан Леже. В одном коллаже сочетались фотографии, слоганы и цирфы статистики. Коллажи эти всегда обличали какую-то острую социальную проблему, вроде «убожества парижских трущоб и сельской местности».
Вернувшись во Францию Перриан продолжила эксперименты с деревом. Созданные в студии Ле Корбюзье элитные образы мебели вскоре начали ее раздражать, поскольку были трудоемкими в исполнении и себестоимость модернистких опусов была высокой. Все кресла и лежанки были доступны только богатой богеме. С этой точки зрения, по призанию самой Перриан, деревянная мебель была дешевле, доступнее и честнее.
Вернувшись во Фарнцию, она сотрудничала с Ле Корбюзье и не менее выдающимся французским модернистом Жаном Пруве, но также вела и собственные проекты. Среди самых масштабных — горнолыжный курорт во Французских Альпах.
Самым большим источником аутентичной мебели поздней Перриан считается Les Arcs, курорт над которым она работала с 1968 года практически до самой смерти, до 1999 года. В Les Arcs объединен рустикальный савойский стиль с японским минимализмом. Когда на Рождество 1969 года открывалась первая очередь курортного комплекса Шарлотта Перриан сама помогала горничным застилать кровати. Она видела как гости приезжают и уезжают, в том числе видела, как одна семья, уезжая, загружала в машину большую часть мебели из своего номера.
Большинство ее послевоенных проектов нацелено на массовое потребеление. Вплоть до того, что Перриан мечтала спроектировать что-то для магазина IKEA. Cегодня объекты, сделанные изначально для школ, клиник и заводов, продаются на аукционах за десятки тысяч евро. И в этом парадокс творчества Шарлотты Перриан.