Анни Альберс — художник, дизайнер, увлеченная исследовательница тканей. Две ее страсти — абстрактное искусство и текстиль определили занятия всей жизни и уникальный вклад в историю дизайна ХХ века.
По теме: Шейла Хикс (Sheila Hicks): волшебные нити
Карьера Анни Альберс как художника начиналась так же как у всех студентов Баухауса. В 1922 году тогда еще Аннелиза Эльза Фрида Флейшман (р. 1899), прибыла в Веймар учиться в передовом учебном заведении. Есть сведения о том, что за несколько лет до этого художник-экспрессионист Оскар Кокошка, увидев ее живопись, категорически отсоветовал заниматься искусством. Юную фрау это замечание задело за живое, но не остановило.
В Баухаусе она планировала завершить исследования, начатые в Школе искусств и ремесел в Гамбурге в 1919 году, и стать художником. Она посещает подготовительные курсы, а затем в 1923 году присоединяется к ткацкой мастерской. Основатель Баухауса Вальтер Горпиус считал, что девушкам нет смысла тратить время на занятия в столярных мастерские, им лучше посвятить время текстильному дизайну, книжному переплету, стеклу и керамике. Начав со стекла, Анни Альберс довольно скоро переключилась на ткачество. Барышня из буржуазной берлинской семьи начала реализовывать свои художественные амбиции на ткацком станке.
Помимо традиционной пряжи, она использовала металлическую нить, конский волос. И учителя и студенты видят ее талант, сама она в текстильном дизайне находит то, что не смогла найти в живописи — строгую регулярную сетку, стабильность. Анни разрабатывает ткани для массового производства и одновременно делает единичные художественные образцы. Ее главной наставницей по части технологии выступает дизайнер Гюнта Штёльцль, еще одна звезда Баухауса.
В 1923 году она осматривает коллекции этографического текстиля в Музее народного искусства в Берлине, штудирует Историю искусства Перу Вальтера Леманна и книку о древнем перуанскому текстиле, написанную французскими исследователями Маргерит и Раулем Аркур.
В 1930 году получает диплом Баухауса. Ее финальной работой стала звукопоглощающая светоотражающая штора из хлопка и целлофана, повешенная в актовом зале профсоюзной школы Ханнеса Мейера в Бернау.
В 1931 году, когда Гюнта Штельцль покидает школу после восстания в ткацкой мастерской, Анни Альберс становится главой мастерской, тем самым становясь одной из немногих женщин, занимающих такую должность в Баухаусе.
В Баухаусе она не только изучила возможности ткацкого станка, но и встретила своего спутника жизни. В 1925 году Аннелиза Флейшман становится Анни Альберс, женой великовозрастного студента школы, который тогда был «тощим, полуголодным вестфальцем». Йозеф Альберс постепенно превращается в маститого художника, выдающегося теоретика цвета, и одного из самых видных профессоров Баухауса.
Оба сильно увлечены абстракцией. Абстрактным искусством Анни Альберс изначально заинтересовал художник Пауль Клее, она наблюдала за тем, что он делает с линиями, точками и свободными мазками кисти, но Анни всегда хотела делать «свою» абстракцию.
Cупруги почти не расстаются. Они дружат с другими профессорскими парами Паулем и Лилли Клее, Василием и Ниной Кандинскими, Оскаром и Тут Шлеммер. В 1928 году они оба переезжают из своих однокомнатных квартир в Prellerhaus в половину дуплекса в комплексе домов мастеров, а в 1932 году из Баухауса в Дессау в Баухаус в Берлине.
Когда национал-социалисты пришли к власти в 1933 году они эмигрируют в США. Йозеф Альберс был назначен преподавателем в известном колледже Black Mountain, а Анни, продолжая заниматься теорией и практикой текстиля, сама начала преподавать там с 1939 года. Вместе с одним из своих студентов Алексом Ридом, они создают серию украшений, используя металлические шайбы, бутылочные пробки, скрепки для бумаги и кольца для штор. Анни Альберс пробует смежную область дизайна, но оставляет свои главные принципы — принцип игры и свободного формотворчества. Украшения получались изобретательными и подчеркнуто антибуржуазными.
В 1949 году Йозеф и Анни Альберс переехали в Коннектикут. В период с 1930-х по 1970-е годы супруги совершили многочисленные поездки в Мексику и Южную Америку, которые стали важным источником вдохновения для ее творчества. Здесь, в странах, где зародилась абстракция, Анни Альберс изучала традиционные узоры и техники ткачества. Именно перуанских ремесленников она называла своими великими учителями и бесконечно восхищалась их фантазией, умением выткать невроятный геометрический узор, который в абстрактной форме передает все разнообразие видимого мира.
В 1965 году она опубликовала результаты своих вояжей, свои взгляды на теорию и практику ткачества, его историю и значение в книге «О ткачестве». С 1963, после посещения Tamarind Lithography Workshop в Лос-Анджелесе, Анни Альберс увлеклась печатью на ткани и развивала образцы принтов, основанные на абстрактных мотивах.
Анни Альберс продолжала работать над текстильным дизайном и техникой принтов вплоть до своей смерти в 1994 году.
Она была первой женщиной-художницей по текстилю, удостоенная персональной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства (1949). Еще при жизни Анни Альберс получила множество наград за свою работу, а также почетную докторскую степень.