Есть люди, которые меняют мир. Именно к ним принадлежит Флоренс Нолл Бассетт (24.05.1917 – 25.01.2019), высококвалифицированный американский дизайнер, предприниматель и меценат. В мире, где главенствуют мужчины, Флоренс Нолл десятилетиями оставалась ведущей женщиной отрасли.
По теме: Knoll: буржуазный модернизм и передовой дизайн из США
Любой, кто ценит достижения mid-century modern, должен поблагодарить Флоренс Нолл за то, как мы живем и работаем, за именно такой облик наших домов и офисов. Перфекционист, приверженный стилю и качеству, Нолл создала неподвластные времени произведения, многие из которых остаются в производстве и по сей день.
Флоренс Шуст родилась в Сагино, штат Мичиган, в скромной семье булочника и осиротела в 12 лет. По чистой случайности опекун записал ее в школу-интернат при Академии художеств в Крэнбруке (Cranbrook Academy of Art). Там талантливая девочка познакомилась с семьей Элиэля Сааринена, своего учителя, главы Академии, и подружилась с его сыном, будущим знаменитым дизайнером Ээро Саариненом.
Проекты финского архитектора Элиэля Сааринена оказали большое влияние на развитие американской высотной архитектуры: более 40 башен «в стиле Сааринена» было возведено в 1920–30-х.
По рекомендации Сааринена после Крэнбрука Флоренс продолжила обучение у величайших архитекторов ХХ-го века, в т. ч. у Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера в Кембридже, у Людвига Мис ван дер Роэ в Технологическом институте Иллинойса, провела несколько лет в Лондонской архитектурной ассоциации.
В 1941 году Флоренс переехала в Нью-Йорк, где познакомилась с Гансом Ноллом, предпринимателем, главой мебельной фирмы Knoll, и вышла за него замуж. Ганс Нолл принадлежал к третьему поколению мебельщиков, эмигрировавших в США из Штуттгарта. Он был адептом школы Баухаус и был уверен, что мебель должна гармонично заполнять архитектурные пространства и никогда с ними не соревноваться.
Сочетая деловую хватку и прекрасное образование, пара превратила начинающую компанию в международного арбитра стиля. Чета Нолл поставила амбициозную задачу — производить передовую дизайнерскую мебель из первоклассных материалов. Ведь правильная мебель диктует соответствующий образ жизни.
Флоренс развивала семейное дело вместе со своими друзьями, а ими были гениальные модернисты — Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Людвиг Мис ван дер Роэ, Чарльз и Рэй Имзы. Опираясь на свой архитектурный опыт, она перенесла принципы функционализма на процесс производства мебели.
Флоренс Нолл определила стандарт для офисных интерьеров послевоенной Америки. Повторяя «я — не декоратор», она исповедовала философию «тотального дизайна», которая рассматривала каждый проект: от конструкции здания до интерьера и его составляющих — цвета стен или материала для обивки. Она часто представляла идеи в своем фирменном и новаторском методе — в виде «раскладки», основав собственную студию дизайна интерьера Knoll Planning Unit и подразделение KnollTextiles.
Отдел планирования Knoll Planning Unit тщательно изучал потребности каждого заказчика, прежде чем предоставить ему фирменный «тотальный дизайн». Благодарными клиентами Флоренс Нолл стали крупнейшие американские корпорации, включая IBM, GM и CBS.
Свой дизайн мебели она скромно называла «лотками для мяса и картофеля». Тем не менее, многие из ее вещей стали столь же прославленными, как и дизайн ее знаменитых коллег-архитекторов.
После трагической смерти Ганса Нолла в 1955 году Флоренс руководила компанией в качестве президента, пережив нелегкие времена. В 1965 году Флоренс Нолл Бассетт (она вышла второй раз замуж в 1957 году) навсегда ушла из фирмы.
Сегодня более 40 объектов, выпущенных фабрикой Knoll в разные годы, входит в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства. Среди них — кресло Гарри Бертойи, светильник и стул Исаму Ногучи, кресло-«тюльпан» Ээро Сааринена, кресло «Барселона» Мис ван дер Роэ и кофейный столик с палисандровой столешницей самой Флоренс Нолл.