Миллиардер сэр Джеймс Дайсон (02.05.1947) — изобретатель, получивший за свои заслуги звание рыцаря и дизайнер, настаивающий на том, что инженерия — такая же важная часть дизайн-профессии, как и умение владеть карандашом. Его компанию Dyson оценивают почти в 3 млрд долл., ему вручены десятки премий и королевских наград.
Электромобиль Dyson, которому предрекают оглушительный успех по завершении его разработки.
Родился Джеймс в Норфолке. Закончил лондонский Королевский Колледж Искусств. С 1970 года он начал карьеру инженера в компании Rotork, где разработал первый успешный проект: быстроходный морской грузовик Sea Truck, способный причаливать к необорудованному берегу.
В 1978 году Дайсон начинает опыты над пылесосом нового типа. Только через пять лет удалось достичь результата, и патент на этот циклонический пылесос G-Force (с использованием метода циклонической фильтрации) был продан в Японию. Усовершенствовав конструкцию, в 1986 году Дайсон получает патент на собственное изобретение в Америке. Однако большинство крупных компаний отказывало в производстве пылесоса, мусор в котором будет виден через прозрачный контейнер. Компании ссылались на данные маркетинговых исследований, и отказ следовал за отказом. Опросы самого Дайсона показывали иную картину.
«Я не верю в бренды. Люди всегда покупают конкретную вещь, а не компанию. И в итоге ты настолько хорош, насколько удался твой последний продукт.»
И он в 1993 году открывает собственный научный центр и завод в Британии. Каждый год инвестиции в исследования удваивались, привлекалось все больше британских институтов. Пылесосы, как утверждает сам Дайсон, привлекли его внимание потому, что все остальные компании не привносили в них ничего нового, а он хотел сделать из него едва ли не инструмент эмансипации. Так и оказалось: статистика показывает, что в семье пылесосами Dyson чаще пользуются мужчины, чем женщины, поскольку им импонируют высокие технологии и футуристический внешний вид.
Спустя почти десять лет, в 2004 году, Дайсон патентует электродвигатель с цифровым управлением, работающий на использовании импульсного магнитного поля. В 2006 появилась гигиеническая сушка для рук, сократившая время сушки до 10 секунд. Далее последовали безопасный вентилятор, увлажнители воздуха, супер-компактный легкий вакуумный пылесос и фен для волос.
Перечисление изобретений, к которым многие уже привыкли, скрывает годы страстной и кропотливой работы. Дайсон-миллиардер до сих пор увлечен всем по-настоящему новым: «Я узнал о разработке электронной сети, позволяющей выпускать на волю мальков промысловых рыб. Эта сеть решит проблему чрезмерного отлова рыбы: в ней есть отверстия с подсветкой, куда мальки могут уплыть в случае опасности».
Помимо исследовательской деятельности Дайсон основал собственный благотворительный фонд, который занимается поддержкой молодых инженеров. Из фонда выделяются также миллионные средства на поддержку Кембриджского университета: на них построят корпус для аспирантов-инженеров и на создание мастерских, где будут производиться макеты.
Дайсон известен своими эффектными выступлениями на многочисленных телевизионных шоу: их ждут так же, как и заявления Илона Маска. Вот 10 его высказываний, ставших крылатыми.
• «Неудачи гораздо более интересны и важны, чем успех. Неудачи многому учат. Успешный опыт — никогда.»
• «Любому изобретателю требуется вагон времени. Совершенно неважно, что блестящие идеи приходят иногда в одну секунду. После этого начинается бесконечный процесс подбора правильной технологии.»
• «В детстве меня ужасно пугало любое устройство с вакуумом. У них был скрежещущий громкий звук, запах, как у немытой собаки, и при этом невысокая производительность. Пришлось все менять.»
• «Чинить вещи ужасно интересно, потому что только в процессе починки ты выясняешь, почему они сломались.»
• «Страх иногда — лучший мотиватор.»
• «Я создал 5127 прототипов своего вакуумного пылесоса, прежде чем все сделал правильно. Неправильных попыток было 5126, но каждая меня чему-то научила.»
• «Я не верю в бренды. Люди всегда покупают конкретную вещь, а не компанию. И в итоге ты настолько хорош, насколько удался твой последний продукт.»
• «Когда говорят «дизайн», чаще всего имеют ввиду предметы с журнальных страниц. Все думают, что дизайн — это прежде всего о том, как вещь выглядит. А для меня дизайн — это вся вещь целиком, от начинки до оболочки.»