Джо Коломбо (Cesare Joe Colombo, 30.07.1930 – 30.07.1971) — самый блестящий итальянский дизайнер своего поколения, любитель дорогих автомобилей, джаза и горнолыжных курортов. За свою недолгую жизнь (ровно 41 год) он успел рассказать и показать, каким будет предметный мир будущего и как изменятся привычки человека.
Джо Коломбо был убежденным футуристом. Еще в 60-х годах предрекал триумф новых технологий. «Образ жизни людей благодаря новым аудио- и видео-достижениям изменится совершенно. Люди смогут учиться и работать дома. Расстояния в будущем не будут иметь решающего значения».
Коломбо был настоящим миланцем по духу: шик, достоинство и тяга к роскоши были у него в крови. Он родился в миланской семье, управлявшей компанией по производству электрического оборудования. Художественное образование по классу живописи получил в Академии Брера, архитектурное — в Миланском политехническом институте. Его брат Джанни стал выдающимся художником абстрактно-кинетического искусства.
Джо поначалу тоже занимался живописью и графикой. В 1951 году он присоединился к «Нуклеарному движению» (Nuclear Painting Movement) под руководством Энрико Бая и Серджио Данжело, и на четыре годас головой ушел в скульптуру и экспрессионизм, параллельно задумываясь о новом дизайне вещей. Он познакомился с Бруно Мунари и Энцо Мари, оказавшими на него значительно влияние. И в 1954 году Джо уже работает вместе с ними и Джилом Дорфлесом над проектом Mac-Spazio-Movement. Позже он проектирует три площадки с телевизионными инсталляциями на открытом воздухе для Десятой Миланской Триеннале, а в 1956 году реализует свой первый архитектурный проект.
«Мой дизайнерский опыт — недостающее звено эволюции между прошлым и будущим.»
Дела на этом новом поприще идут в гору, и уже в 1958 году он оставляет живопись, чтобы полностью посвятить себя дизайну. С 1959 по 1962 годы он экспериментирует с формованной пластмассой и параллельно помогает в семейном бизнесе. Это важный момент: хорошее знание электрического оборудования позволит ему впоследствие создать раздвижные перегородки для собственных футуристических проектов. А уже в 1962 году создает собственный офис в Милане, где проектирует вещи согласно новейшим технологиям того времени.
Коломбо прославили не его добродетели, а его пороки: он обожал тусовки, горнолыжные и средиземноморские курорты, и своих первых заказчиков нашел именно там. За интерьер отеля в Сардинии он даже получил приз IN-Arch: для оформления потолка он использовал светоотражающие призмы из плексигласа.
Этот плейбой и заядлый курильщик настолько любил крутые бары, что специально под свои нужды спроектировал стакан под названием Smoke: конструкция позволяла одной рукой держать и сигарету, и стакан.
Всего за десять лет Коломбо, практически не вынимая трубки изо рта, совершил революцию в предметном дизайне. Он предложил свое видение прогрессивным компаниям, и его проекты сразу оценили Kartell, Zanotta, Stilnovo, Oluce, Alessi, Rosenthal и др.
С юности Коломбо обожал художественный авангард, это было его эмоциональное топливо.
Он первый придумал идею стула, отлитого из одного материала (стул Universale). Он также достиг новых эстетических высот в мебели из гнутой фанеры, кожи и раттана. Коломбо было важно, чтобы его мебель предлагала владельцу множество вариантов ее использования. Чаще всего он использовал модули: трансформирующееся пространство было его излюбленным приемом. Он сделал предметы мобильными.
Коломбо настаивал на создании рационального мира, в котором новейшие научные исследования будут такой же частью повседневности, как ложка и вилка (кстати, среди разработанных им автомобилей, мебели, кондиционеров и очков есть и столовые приборы для Alitalia). Его необычные предметы сразу становились популярными, и он сам был их первым и лучшим пропагандистом.
У Коломбо слова с делом не раходились. Его идеалом было открытое, многофункциональное и динамичное пространство. Свою миланскую квартиру Джо снабдил вместо мебели двумя конструкциями: «машиной для еды» и «машиной для сна». Эти агрегаты были разделены мобильной перегородкой. Все было электрифицировано по последнему слову техники.
Абсолютную славу принес ему проект Total Furnishing: он был представлен на выставке в Нью-Йорке в 1972 году. Проект представлял собой многофункциональный блок из четырех зон: спальни, кухни, ванной комнаты и системы хранения. Его площадь составляла всего 28 кв. м. Успеха этой инсталляции Коломбо не увидел — он умер в 41 год, в день своего рождения от сердечной недостаточности. Вероятно, идея стакана для коктейлей и курения была не такая уж и блестящая.