Харри Коскинен (Harri Koskinen, р. 29.04.1970) — новый классик финского дизайна. Этот вундеркинд, с первым же своим объектом попавший в постоянную коллекцию MoMA, сейчас является директором по дизайну знаменитой финской компании Iittala, курирует выставки лучших финских мастеров и завоевывает международную славу от Японии до Италии.
Из всех дизайнеров Коскинен точнее всех продолжает финские традиции: именно за это в 2014 году он получил престижнейшую премию Kaj Franck Design Prize. Любопытно, что высшую итальянскую награду – Compasso d’Oro – из финских дизайнеров получили за всю историю премии только Харри Коскинен и Кай Франк. В 2009 году ему была вручена крупнейшая скандинавская премия Torsten and Wanja Söderberg Award.
Коскинен начал свою карьеру очень рано, хотя его родители, живущие на ферме в Карстала, вряд ли могли предположить такой дизайнерских талант у одного из своих троих сыновей. Учился Коскинен в Институте дизайна в Лахти и Университете искусства и дизайна в Хельсинки.
Идея первого объекта Block Light, сразу прославившего его, пришла еще во время учебы в университете во время одного из мастер-классов — ему было всего 26 лет. Студентам дали задание сделать свадебный подарок. «Сперва у меня была идея очень простой формы из литого стекла, куда можно было бы поместить нечто ценное, использовать стекло как обертку. Но, как обычно случается, я начал инстинктивно убирать лишнее. И, пробуя различные вещи, отказался вообще от мысли класть внутрь что-то материальное. Свет подходил для этого гораздо лучше». Светильник Block сначала участвовал во всех выставках дизайн по всему миру, а в 2000 году вошел в постоянную коллекцию MoMA.
После окончания учебы Коскинен сразу был принят на работу в компанию Iittala, где учился работать со стеклом, керамикой и изучал лучшие образцы. За несколько лет он в совершенстве освоил все традиционные техники, выпустил несколько коллекций (в том числе коллекцию Oma для Arabia, входящую в концерн Iittala), а в 2011 году стал ее дизайн-директором.
В 1998 году Харри Коскинен открыл свою компанию Friends of Industry, занимающуюся промышленным дизайном, дизайном интерьеров и консалтингом. Коскинен активно разрабатывает предметы и дизайн-концепции, сопоставимые с экспонатами архитектурных выставок.
Он много работает со стеклом, деревом, а также с их комбинациями. В ранних работах дерево и стекло часто менялись местами: в стеллажах опорой служило стекло, а полками — дерево, и это создавало неожиданные эффекты. Сейчас ему подвластны любые материалы: помимо предметов для дома он проектирует велосипеды, рюкзаки, грузовики, усилители, поручни для лестниц.
«Я бы определил свой метод как сочетание качества, ремесленных практик, долговечного дизайна и внимание к удивительным сторонам повседневности. Моя дизайнерская философия довольно прямолинейна: проектировать вещи, только если это действительно нужно, быть скромным в хорошем смысле, — отмечает Коскинен, — Меня приглашают в том случае, когда нужно сочетать модернизм с культурным наследием, историческое с современным, функциональное с художественным.
Важны легкость, свет, честное использование материалов, соразмерность человеку и первичность человека в любом проекте — неважно, дизайнерском или архитектурном. Это основы финского стиля — так, как его понимают во всем мире». Поклонники такого подхода — крупные бренды, для которых он проектирует. Alessi, Magis, Oluce, Swarovski, Woodnotes, Venini, Panasonic, Marimekko, Artek и многие другие.
Его стилистика в большой мере отвечает духу «анонимного дизайна», культивируемому в Японии. Уже около двух десятилетий, с тех пор как в 2000 году в Issey Miyake Studio прошла его персональная выставка, Коскинен плодотворно работает в этой стране.
Теперь он не только сам проектирует для Issey Miyake и Muji, но инициирует плодотворные коллаборации модных японских брендов и традиционных финских компаний. Так, в 2016 году вышла совместная коллекция для дома Iittala Х Issey Miyakе, включающая несколько десятков предметов.
«Удивительно, как много общего у Финляндии и Японии. Тот же подход к дизайну, к окружающей среде, даже к использованию одних и тех же инструментов. У нас одинаковое стремление к простоте, любовь к дереву и водным ритуалам — будь то сауна или горячие источники. Та же идея тихого общего пространства, где люди могут находиться вместе и чем-то любоваться».
Он блестящий куратор и сценограф, ему поручают самые громкие выставки финских классиков. В 2015 году он работал над огромной ретроспективой Still/Life, посвященной 100-летию Тапио Вирккала.
В последние годы Коскинен активно изучает возможность создания уникальных объектов из стекла и других материалов (чаще это оказывается каррарский мрамор). Уже прошло несколько персональных выставок в галерее Forsblom в Хельсинки.