Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala, 02.06.1915 – 19.05.1985) — один из главных финских дизайнеров, добившихся международного признания. Ему были подвластны все материалы: металл, стекло, пластик, керамика, дерево, клееная фанера, камень, серебро.
По теме: Харри Коскинен: новый классик финского дизайна
Его беспредельная любовь к природе помогла ему поэтизировать самые прозаичные предметы. Годами наблюдая за ледниками Лапландии, он сумел запечатлеть текучесть и прозрачность воды. У него получилось возвысить повседневность — будь то ваза, графин или бутылка Finlandia. Он — автор серии финских банкнот, которая была в обращении с 1955 по 1981 годы. С его именем ассоциируется послевоенный экспорт страны: из всех финских дизайнеров именно его за рубежом знали лучше всех.
По фотографиям заметно, как с возрастом Вирккала превращался становился похож на бородатого духа из финской языческой мифологии. Это неудивительно: всю жизнь он изучал архаические легенды, культуру малых поселений и древний инструментарий. Ему было важно настроиться, не суетиться и почувствовать каждый материал: говорят, даже мастера Мурано (на венецианском острове он провел много времени, работая для Venini), признавали его за своего.
Все премии и награды Вирккалы — премия Pro Finland в 1955 году, Grand Prix Миланской Триеннале 1951, 1954, 1960 и 1963), приз мировой Ярмарки в Брюсселе (1957) и золотой Обелиск Domus в Милане (1963) — были получены именно за проникновение в суть материала.
Тапио Вирккала родился в городе Ханко, на юге Финляндии. С детства он наблюдал за работой отца: тот был художником-ремесленником. Освоив техники работы с деревом и металлом, Тапио решает поступать на факультет скульптуры в Центральную школу искусств и ремесел Хельсинки.
После ее окончания школы и тяжелых военных лет Вирккала в 1945 году женился на Линнее Рут Брюк, финской художнице, дизайнере и специалисту по художественной керамике. Впоследствии она стала известным персонажем финского модернизма: ее пуантилистский рельеф-карта «Солнечный город» до сих пор украшает мэрию Хельсинки, а сложный рельеф «Ледоход» — президентскую резиденцию Мянтюниеми. Она проработала почти 50 лет в художественном отделе фирмы Arabia. У Тапио и Рут было двое детей: сын стал интерьерным дизайнером, а дочь занималась современным искусством. Семья много путешествовала и супруги не ссорилась, несмотря на заметные стилевые различия в работе.
В 1946 году компания Iittala организовала конкурс по стеклу. Вирккала, став победителем (он разделил первое место с Каем Франком), до конца жизни остается работать в ней. Будучи арт-директором, с 1947 по 1985 годы Вирккала создал более 400 объектов и коллекций для Iittala: впоследствии они были доработаны с помощью современных технологий. Однако на момент создания самой популярной за всю историю компании серии Ultima Thule никаких, кроме традиционных, методов не существовало.
Вирккала мечтал передать в стекле таяние ледников Лапландии: он бесконечно наблюдал за природными явлениями. Сначала пришлось много месяцев потратить на вырезание деревянной формы (самая первая форма сохранилась до наших дней), потом тысячи часов на оттачивание техники выдувного стекла. И эффекта тающего льда в стекле удалось достигнуть.
К середине 50-х популярность Вирккала растет, и различные компании мечтают о сотрудничестве с ним. К нему обращается фирма Soinne & Kni. Больше тридцати лет (с 1956 года) ему заказывала дизайн знаменитая фирма Rosenthal, еще дольше он проработал в финской компании N. Westerback / Kultakestus. Был в его практике и год (1955-1956) сотрудничества с легендарной американской студией Раймонда Лоуи — Raymond Loewy Associates. Три года он посвятил преподаванию: с 1951 по 1954 годы он являлся арт-директором Института промышленного дизайна в Хельсинки.
В 1966 он основывает собственную студию в Хельсинки: Design Tapio Wirkkala, и в то же время начинает сотрудничество со знаменитой венецианской компанией Venini. Удивительно, как ему удавалось чередовать интенсивную зарубежную работу в Германии, Мексике и Италии со многими месяцами отшельничества — он очень любил тишину.
В зрелые годы Вирккала предпочитал работать в небольшой студии в лесах центральной Финляндии. В 1959 году он купил небольшой домик в местечке Инари на севере Лапландии, и с тех пор несколько месяцев в году проводил там, тесно общаясь с местным населением. Его студия была так далеко, что образцы уже сделанных вещей по его эскизам доставляли ему на вертолете. Жизнь в экстремальном холоде и окружающая красота вдохновили его на создание одних из самых красивых объектов из стекла в мире: серию Ice of Padaa, позже выпущенной Iittala и завоевавшей Гран При на Триеннале в Милане в 1960 году.
В 1964 году он удостоился звания Почетного индустриального дизайнера Королевского колледжа искусств в Лондоне, в 1972 стал академиком Финской Академии. В Хельсинки именем Tapio Wirkkala назван городской парк.