Архитектор Виктория Якуша — об успехе Yakusha Design, бренда Faina и о проекте Minimalist Home. Специально для журнала ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН. Виктория Якуша удачно сочетает креативный талант с даром предпринимателя. И демонстрирует, как поиски национальной идентичности приводят к рождению модного дизайна.
Бренд авторской мебели Faina Collection сегодня представлен в галереях Лос-Анджелеса, Лондона, Милана, Стокгольма, Цюриха. На Миланской неделе дизайна предметы от Faina украсили инсталляцию итальянского звездного дуэта Studiopepe, на Stockholm Design Week бренд вошел в 10 хэдлайнеров. Проект офиса Ya Vsesvit стал «Интерьером года» в Украине и был включен в лонг-лист лучших интерьеров онлайн-издания Dezeen. И это лишь некоторые достижения.
Виктория получила диплом архитектора в Украине, стажировалась в Institut National des Sciences Appliquées в Страсбурге. В 2006 году создала студию Yakusha Design. Предметным дизайном занялась в 2014 году.
«В разгаре была революция, Украина ассоциировалась только с негативными новостями. Я хотела быть причастной к трансформации государства, сделать все от себя зависящее, чтобы Украина стала страной, с которой считаются. Поставила перед собой амбициозную цель: внедрить украинскую культуру в мировой контекст».
Сегодня ассортимент Faina насчитывает примерно 65 предметов. Стул из сена, переработанной бумаги и биополимера, комод с глиняными дверками, вдохновленный хатами-мазанками, вазы в форме бандуры и трембиты... «Мы не делаем «шароварщину», мы за стильный современный дизайн с упором на натуральные материалы, — подчеркивает Виктория. — Если традиционное искусство правильно донести через призму современности, то это может дать ему второе дыхание, продлить его трендовость».
Создание мебели начиналось как творческий эксперимент, финансируемый на средства бюро. Поворотным моментом стало решение принять участие в выставке, проходящей в Болонье. И хотя тогда ничего не продалось, стало понятно: перспективы у бренда есть. «Выставки никогда не окупаются с первого раза, их главный результат — опыт и контакты», — делится опытом Виктория Якуша. Сначала ставку сделали на украинских дилеров, но они брали вещи неохотно и просили сделать «украинский дизайн» дешевле, например за счет турецких обивок.
Затем появились корпоративные клиенты, которые стали для бренда самым крупным источником доходов от продаж в Украине. Следующий этап, завоевание международного рынка, осуществляли через западные галереи: буквально за несколько месяцев наладили сотрудничество с пятью. Сегодня больше всего заказчиков — в США и Скандинавии.
«Бренд Faina появился из моего желания, чтобы украинский дизайн признали во всем мире, и никак не меньше. Именно благодаря этому желанию нам удалось создать такой формат, как дизайн-экспедиция. Мы привозим иностранных гуру дизайна в Украину и вдохновляем нашей культурой и традициями. В результате чего гости становятся амбассадорами украинского дизайна в Европе. Обычно за вдохновением едут куда-то в Мексику или Индию. А я хочу, чтобы приезжали к нам!
Предметы Faina производят мастера разных направлений. Гобелены и светильники из лозы заказываем ремесленникам в Прикарпатье,
керамический декор — гончарным мастерам в третьем поколении. Одна из наших миссий — возрождать ремесла, все мастера, с которыми мы работаем, — это люди, которые хранят традиции, используя только местные материалы».
Развивая предметный дизайн, Виктория успешна и в дизайне интерьера. Ее команда умеет создавать пространства минималистичные до аскетизма, но красивые и живые. «Чем больше информации и событий окружает нас в течение дня, тем меньше вещей мы хотим видеть вокруг себя в собственном доме. От него мы ждем простоты. Именно она позволит человеческому разуму отдохнуть от перегрузки на работе».
Проект дома в пригороде Киева получил знаковое название Minimalist Home. «Заказчики обратились к нам уже во второй раз, ранее мы делали им квартиру. Численность семьи увеличилась — они переехали в частный дом. Попросили создать интерьер для жизни, а не для красивой картинки. Нашей задачей было минимально вмешиваться в планировку, по возможности не трогать стены, чтобы не увеличивать бюджет.
Мы как могли берегли то, что есть, но все же пришлось, например, расширить санузел и переделать кухню, чтобы вписать в нее современные решения. В данном случае мы были в первую очередь архитекторами пространства.
Я использовала свой любимый инструмент — объем, и затем просто качественно «вшивала» все остальное. Объем —как хороший крой:
его почти не видно, но всё на своих местах. Решив полностью все функциональные задачи, «вшив» их в пространство незаметно, важно оставить место для самого главного — для жизни. Горжусь тем, что мы сделали красивый объем. Спасибо нашим клиентам, которые доверились нам и позволили полностью воплотить задуманное».