Одиль Бекаффико где работает, там и живет. Комплекс, совмещающий офис и семейный дом, создал для нее архитектор Шарль Бертье (Charles Berthier). Ну а искусством и дизайном его наполнила сама хозяйка.
История дома неразрывно связана с профессиональной деятельностью его владелицы. Четверть века назад Одиль Бекаффико создала консалтинговое и коммуникационное агентство Action D’éclat. Предприятие росло, и через некоторое время офис на последнем этаже особняка в 16-м округе Парижа стал для него тесен.
Одиль занялась поиском нового места, ей приглянулся комплекс бывших сельскохозяйственных зданий на западе Парижа, построенный в 1873 году. Общая площадь — 2000 квадратных метров. Ее хватало не только для разросшегося агентства, но и для семейных апартаментов, где с комфортом разместилась бы семья с четырьми детьми.
Каркас и кровля построек находились в неплохом состоянии, но на этом положительные моменты и заканчивались: внутри не было даже электричества и водопровода. Как говорит Одиль, «нам достался чистый холст, позволяющий разгуляться воображению».
Семейная пара обратилась к архитектору Шарлю Бертье, поручив ему масштабную реконструкцию. Шарлю предстояло довести объект до должного уровня красоты и комфорта, организовать сообщение между зданиями, спланировать апартаменты, похожие на небольшие квартиры, для каждого из подросших детей. А также создать в одной из построек второй этаж на месте уничтоженного пожаром старого.
Решение Бертье по последнему пункту стоит признать блестящим: он придумал подобие башни из оксидированной (попросту говоря, ржавой) кортеновской стали — сильный акцент, который сразу притягивает взгляд и превращает симпатичный, но банальный объект в произведение современной архитектуры.
Арт здесь не только в интерьере, но и снаружи. Собственно, обновленное здание с верхушкой в кортеновской стали — уже произведение искусства, напоминающее крупные ландшафтные скульптуры Ричарда Серра. А кроме того, хозяева поместили на фасадах скульптуру Crush Car из искореженного автомобиля Джона Чемберлена и неоновую инсталляцию Angles Gardiens Франсуа Морелле. Пионер кинетического искусства и оп-арта, Марелле признан во Франции одним из важнейших художников своего поколения. Он работал с неоном с 1963 года, но поначалу его произведения не пользовались спросом: ему пришлось ждать 20 лет, прежде чем удалось продать первое. Сегодня они в моде. В 2010 году Мoрелле исполнил работу по заказу Лувра: по-новому спроектировал окна в пространстве лестницы Лефуэля, впустив больше света. Он ушел из жизни в мае 2016 года в возрасте 90 лет.
Еще один интересный автор — 75-летний классик Бернар Вене. Он хорошо известен своими монументальными скульптурами из гнутых стальных балок — одну из них можно видеть в здешнем саду. Вене удивляет многогранностью: он поставил балет в парижской Опере, где выступил композитором, хореографом, дизайнером декораций и костюмов; выпустил два компакт-диска с собственной музыкой, снял фильм Rolled Steel XC-10, нарисовал винные этикетки, посотрудничал с Bugatti: расписал модель Grand Sport математическими формулами, применяемыми при расчете мощности двигателя.
Сельский комплекс архитектор превратил во дворец. Из входного холла в хозяйские апартаменты поднимается парадная каменная лестница с ажурными ограждениями из кованого металла — кажется, она была здесь всегда, но на самом деле появилась недавно: раньше здесь зиял проем, а наверху был сеновал.
Лестницу спроектировал Шарль Бертье. Как и многое другое: холл в дубовых буазери, арочные двери, черно-белый каменный пол, кухню «как в замке». На фоне этих «атрибутов классики» свежо, ярко выглядят современный арт и дизайн. Баланс нового и старого — то, чем, безусловно, интересен дом.
Не меньше, чем в искусстве, хозяева дома разбираются в дизайне. Выдержали высокий уровень в предметах обстановки, собрав классику ХХ века: вещи Чарльза и Рэй Имз, Вернера Пантона, Гаэтано Пеше, Марка Ньюсона, Рона Арада, Инго Маурера. Экзотическими акцентами выступают конголезская скульптура, папуасские щиты, воинская амуниция из Амазонии. Профессионалы считают этнические элементы в интерьере опасной темой, требующей хирургической точности в размещении. Одиль и Эрику удалось соблюсти меру.