Практика создания арт-объекта. Отвечают победители конкурса «Жизнь в искусстве»
22 июля 2020 г.
«Жизнь в искусстве» — конкурс инициированный ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН и девелопером Capital Group на создание уличных арт-инсталляций для нового проекта — клубного дома White Khamovniki. 30 июня стали известны имена победителей, которыми стали архитекторы Андрей Свиридов и Наталия Орехова из бюро СХЕМА и дизайнер Михаил Чистяков. Мы попросили их рассказать о концепции своих работ.
По теме: «Жизнь в искусстве»: объявлен шорт-лист конкурса и состав жюри
Арт-объект бюро СХЕМА носит название «Монолит» и представляет собой руральный мраморный блок.
Об идее и соответствии арта архитектуре
Андрей Свиридов: Мы хотели избежать клише, связанных с футуристической скульптурой. Мы считаем, что определять облик будущего через конкретную форму — значит ограничивать его, вгонять в некие рамки. Мы же в своих проектах стремимся к минимальному вмешательству, минимальному жесту. Здесь таким жестом стал поиск готового объекта из самой природы.
Мы предлагаем взять из действующего карьера мраморный монолит максимально возможного для перевозки размера. Он сам по себе уже является нерукотворной монументальной скульптурой. К тому же концептуально он таит в своей незавершенности возможность — возможность обрести в будущем любую форму. Клубный дом White Khamovniki усиливает это ощущение, вступая с ним в диалог. Может создаться впечатление, будто дома были сами вырезаны из этого камня, став одной из его эманаций.
Наталия Орехова: Мы предлагаем один из прообразов архитектуры в природном мире. Глядя на эти объекты вместе (один маленький (каменный монолит), другой большой (дом)), зритель будет замечать их сходство. Так скульптура будет провоцировать его на поиск связи, на работу воображения.
О выборе материала
Наталия: Выбор материала подсказал нам фасад White Khamovniki. Само здание похоже на большой белый монолит c вкраплениями золота, а его чистые прямоугольные формы напоминают минеральные структуры.
О предпочтениях и опыте создания инсталляций
Андрей: Нас привлекают произведения, вступающие в диалог со средой, в которой они находятся. Одна из наших предыдущих работ — инсталляция «Презервация тишины», созданная вместе с медиа-художником Сергеем Касичем. Это общественное пространство было разработано в рамках гранта «Искусство и технологии» от Музея Современного искусства «Гараж». Работа представляет собой новый тип открытого уличного пространства, сохраняющего тишину и защищающего от городского шума. Это не имеющая дверей и перекрытий комната, конструкция которой отражает звук снаружи и поглощает его внутри.
Наталия: Для нас арт-объект — это художественное высказывание, которое пробуждает в смотрящем чувства, воспоминания, взаимодействует с внутренним миром, сущностью зрителя.
Андрей: Задача арт-объекта — описывать мир, в котором мы живем, и провоцировать людей на новые формы взаимодействия с этим миром и друг с другом.
Вторым победителем конкурса стал петербургский дизайнер Михаил Чистяков. Его работа Shelter выполнена из металла и визуально напоминает волну.
Об идее и соответствии арта архитектуре
Михаил Чистяков: Пожалуй, первую идею, которая была нарисована (изогнутая плоскость), можно назвать формальным ответом на задание конкурса: минималистичная, современная форма. И как это часто бывает, только в процессе работы стали открываться и наслаиваться дополнительные смыслы: архетипичный образ дома, волна как пластичная, тягучая формация, застывший фонтан, измененное пространство.
Форма Shelter контрастирует с архитектурой White Khamovniki в небольшом масштабе и созвучна ей в крупном. Хаос волн противопоставлен ближайшему окружению: строгой геометрии колонн и перекрытий, пропорциям окон. Но если посмотреть на абрис дома в целом, мы увидим очень похожие линии.
Для меня идеальным взаимодействием было бы постоять внутри «под волной» минуту-две, ненадолго отключиться от внешнего мира. Если просто проходить мимо — закрытое пространство объекта в определенный момент раскроется, станет прозрачным, проницаемым, а затем снова закрытым. Похожий эффект есть в «прозрачной» церкви студии Gijs Van Vaerenbergh.
О выборе материала
Изначально выбор был очень практичным: прочный, долговечный материал с хорошей эстетикой — металл. А в процессе работы над проектом открылась контрастность жесткого, прочного материала и плавной формы, и в итоге материал во многом определил контур инсталляции. Сложные отражения, звуковое взаимодействие, тактильность — также часть восприятия работы.
О предпочтениях и опыте создания инсталляций
В основном я работаю с предметным дизайном. Паблик-арт заинтересовал меня новыми концептуальными возможностями, содержанием, которые можно транслировать зрителю. В качестве произведения, привлекающего лично меня, я бы прежде всего назвал работу Ричарда Серра «Опрокинутая дуга», даже несмотря на то, что она давно демонтирована. Это действительно мощное произведение, оказывающее влияние сквозь время, очень близкое мне по эстетике и форме. Также интересны работы уличных художников Loketski и Nikita Nomerz. Основные задачи арт-объекта, на мой взгляд: интриговать и вовлекать. В современном мире социальных сетей и интернет-каналов зритель достаточно насмотрен, искушен: чтобы найти отклик, арт-объект должен «обращаться» к нему в правильном контексте.
Мне также интересна концепция восприятия зрителя как соучастника и даже соавтора искусства. Вовлекая зрителей, преломляя и включая их жизненный опыт в инсталляцию, можно добиться знаменательных результатов, когда исходная мысль получает неожиданное, новое прочтение.