Афра и Тобиа Скарпа — легендарный дуэт в истории итальянского дизайна. Их предметы легко узнаваемы: их отличают простота, элегантность, изысканная современная эстетика. Итальянские классики были идеальным примером мультидисциплинарности, востребованной сегодня. Они занимались архитектурой, реставрацией, монтажом, промышленным дизайном, графикой и преподавательской деятельностью.
По теме: Тобиа Скарпа: особняк в Барселоне
Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa, р. 1935), сын знаменитого итальянского архитектора Карло Скарпа, родился в Венеции. Афра Бьянкин (Afra Bianchin, 1937-2011) родилась в местечке Монтебеллуна, в одной из самых известных семей этой области. Они познакомились в Университете IUAV в Венеции, где в 1957 году оба получили дипломы в области архитектуры.
В 1959 году они спроектировали свой первый стул, это была модель Pigreco для Gavina: работа над стулом велась в рамках курса декоративного искусства, который вел Франко Альбини. В том же году дуэт открыл собственную студию в родном городе Афры — так началась эта полувековая история дизайнерского сотрудничества. В 1960-х годах пара разработала диван Bastiano и кровать Vanessa для Gavina, кресло Soriana для Cassina. Среди самых известных проектов того времени — диван Coronado для B&B Italia (1966), признанный одной из самых успешных первых моделей из полиуретана. Другие заметные сотрудничества этого десятилетия включали проекты с Maxalto, Molteni, Meritalia (стул Libertà выставлен в Louvre), а также вещи для световой компании Fabbian.
В это же время они начали сотрудничество с Flos, присоединившись к компании с самого ее основания в 1962 году. Их объекты сразу получили международное признание в музеях по всему миру (особенно много их моделей попало в коллекцию MoMA). Афра и Тобиа Скарпа создали множество культовых светильников для Flos: Fantasma (1962), Biagio (1968), Pierrot (1990), Ariette (1973) и Papillona (1975). «В то время, когда мы работали для Flos, самым забавным было постоянно удивлять. Делать объекты, которые считались невозможными или некоммерческими, и которые в итоге оказались успешными».
Знаменито сотрудничество Скарпа с Benetton Group: оно началось в Понцано (провинция Тревизо) в 1964 году, во время разработки здания их первой фабрики. Архитектурные стандарты этого строительства были такими высокими, что в течение десятилетия вся область прославилась именно благодаря архитектурным объектам Benetton Group: в них уделялось внимание сочетанию эстетики и функции. Работа с Benetton была фундаментальной для четы Скарпа, она продолжалась и в 1980-х годах, когда появились дополнительные помещения фабрики. В 1999 году значительной оказалась реставрация Villa Spineda в Венегаццу. Затем архитекторы проектировали различные торговые точки для этой группы по всему миру.
Проекты для Benetton до сих пор считаются одними из лучших примеров итальянской промышленной архитектуры — именно здесьТобиа Скарпа впервые применил вантовые конструкции, характерных для возведения мостов. Также пара проектировала шоу-румы для известных итальянских марок в Италии и за рубежом. Флагманский магазин Molteni в Париже, разработанный Скарпа в 1979 году, до сих пор вдохновляет архитекторов.
Вдумчивый архитектурный подход Скарпа использовали во всех сферах дизайна – даже при проектировании посуды. Так, несколько лет они потратили на исследования применения чистого серебра в посуде для готовки. Этот проект, начатый совместно с компанией San Lorenzo, стал коллекцией под названием PAN 999: в ней главной явилась запатентованная система создания посудыиз двух материалов: снаружи посуда стальная, а внутри покрыта слоем чистого серебра, оказывающего бактерицидное, противовоспалительное и фунгицидное действие.
Тобиа и Афра были «неразлучниками» не только в работе, но и в жизни: они почти не расставались с момента своей встречи в конце 50-х годов, их отношения по свидетельствам друзей была невероятно сентиментальными и продуктивными одновременно. У них было трое детей: двое сыновей, Себастьяно и Николо, и дочь Карлотта. В 90-е годы их карьера была на самом пике — в 1992 году Афра и Тобиа Скарпа были награждены на Международном форуме дизайна, они уже были обладателями других многочисленных наград, их работы были включены в коллекции MoMA, поселились от Парижа до Копенгагена. Однако в этот успешный в плане работы период семье пришлось пережить трагедию: оба сына погибли в автокатастрофах.
Тобиа Скарпа руководил одним из этапов реконструкции знаменитой Галереи Академия в Венеции, завершенном в 2005 году. Первый этап проводился под руководством его отца, Карло Скарпа, в 1940-х годах. Работы, позволивщие открыть новое крыло музея на первом этаже, длились около 15 лет. Функциональные преобразования потребовали установки новых технологических систем и постройку лестницы. Выставочная площадь увеличилась вдвое, с 6 000 до 12 000 кв.м. Но главным своим достижением Тобиа Скарпа считает качество света, которого удалось достичь в новых пространствах Галереи. Оконные рамы стали соответствовать точным эстетическим и технологическим критериям: минимальное визуальное воздействие, высокие тепловые и акустические характеристики, и соответствующее эстетическое включение в архитектурный контекст музейного комплекса. В 2008 году Тобиа Скарпа получил второй Compasso d 'Oro за достижения в профессии (первый Compasso d 'Oro был вручен им обоим в 1969 году).
В начале 2020 года в рамках болонского проекта ART CITY Segnala, в котором участвовала недавно возрожденная компания Paradisoterrestre (ее основателем был легендарный Дино Гавина), прошла ретроспектива Тобиа Скарпа. Были представлены три объекта знаменитого дизайнера в форме многогранников, созданных из мрамора, латуни и железа: они интерпретируют работу Альбрехта Дюрера Melencolia I.