Баухаус был настоящей лабораторией и одновременно школой, где рождались новые принципы устройства жизни. Даже спустя сто лет они весьма актуальны. Вспоминаем основные из них.
статья по теме: Семь женщин Баухауса
Мебель – для людей Первое предложение манифеста Баухауса, написанное Вальтером Гропиусом, звучало так: «Наивысшая цель всех существующих искусств является здание». Он верил, что все здания на планете должны создаваться для людей, а не для демонстрации власти. Их масштаб должен быть понятным, а не ошеломительным. Чтобы этого добиться, нужно искать архитекторов, ремесленников и художников, кто способен думать независимо. Тех, кто смог бы проектировать, имея ввиду целостный подход. Весь дизайнерский словарь Баухауса основан на этом принципе целостности: он был настолько выверен, чист и универсален, что его понимали во всем мире. Смысл вещи – поднимать настроение, дарить тепло, безопасность и доверие.
Красота – вечна Баухаус не просто протестовал против декоративного и чрезмерного — он устроил настоящий бунт. Это было освобождающее движение, возвратившее дизайн к его корням. Главное — цвет, форма и масштаб. Баухаус снова явил миру забытую геометрическую эстетику, которую использовали веками ранее. Стряхнув пыль с дорогого наследия, новое поколение художников и творцов явило вневременную целостность. Появился чистый, ясный, классичный стиль. Баухаус возвел в идеал архаическую эстетику, «золотые» пропорции. При этом он никогда не стремился быть «модным». Он оказался ревизией истинных ценностей.
Ремесло – это утонченность дизайна «Мы все должны вернуться к ремеслу», — настаивал Вальтер Гропиус в своем манифесте. Он призывал к созданию новой цеховой этики, когда ремесленник оказывается равен художнику. На волне «целеустремленного усилия всех ремесленников» совместить поэзию и секреты мастерства, интуицию и технологии и появился Баухаус. Гропиус подчеркивал «ремесло – это утонченность дизайна», по сути он их объединял. В Баухаусе ставили знак равенства между тем, что раньше было на разных ступенях эволюции. Сооружение равно воображению, совершенство — мастерству, вниманию к деталям и страсти к материалам и технологиям. Балансируя между всеми этими составляющими, идеи архитекторов и дизайнеров становились настоящими шедеврами.
Вещь хороша только если она улучшена «Делать хорошие вещи еще лучше», — было девизом Баухауса. Участники движения в ее стенах объединили искусство и ремесло, и сделали это с помощью новейших для того времени технологий. Их любопытство к производственному процессу и промышленности были по-настоящему новаторскими. Только такой страстный подход сделал возможным переход в новое качество: почти каждая вещь, выходившая из рук студентов и мастеров, своим появлением преодолевала стилистический и технический барьер. Каждой вещи добавлялся какой-либо новый, жизненно необходимый элемент.
От большего избавишься —дольше прослужит (меньше, значит больше) Феномен Баухауса — в его отношении к дизайну. То, на чем держится этот подход: бесконечное редуцирование, избавление от лишнего. Эта школа предлагала практически дистиллят вещи, ее суть. Поэтому эти предметы легко выдерживают испытание временем. На одну готовую вещь в Баухаусе приходилась сотня идей, и только одна из них была реализована в материале, остальные отброшены. Студентов никто не торопил: их задачей было создание того, что сможет пережить их самих.