Zanotta: мебель, которая изменила мир
Если представить историю фабрики Zanotta в предметах, это будет череда икон дизайна, без которых окружающий мир выглядел бы иначе. В конце 1960-х трое молодых итальянских архитектора были одержимы идеей: создать сиденье-мешок, наполненное шариками полистирола. Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро обивали пороги мебельных фабрик. Хозяева недоуменно пожимали плечами, и только один смельчак Аурелио Дзанотта ухватился за странный проект. С 1954 года он владел фабрикой, производившей качественную, но по сути рядовую мебель. В 1968 году Zanotta выпустила грушевидное кресло под названием Sacco (в пер. с итал. — «мешок»). Модель стала мегапопулярной у поколения хиппи (а восемь лет назад, пышно отпраздновав сорокалетие, получила целый гардероб из модных чехлов).
Потом было надувное кресло Blow из прозрачного пластика, долго остававшееся визитной карточкой марки. Внезапная популярность этих моделей означала появление нового вида сидений — бескаркасных кресел и нового этапа в понимании индустриального дизайна: мебель перестала быть буржуазной и чопорной. Аурелио Дзанотта обладал уникальной интуицией. Он не только продвигал новинки, но и отбирал из дизайнерских архивов актуальные вещи. Примерами могут послужить кресло Ardea архитектора Карло Моллино или его же стол Cavour, разработанные в 1940-х. В мебели Zanotta воплощено то, что позднее назвали made in Italy — феноменом итальянского дизайна. Модели фабрики представлены во всех крупных музеях дизайна, включая нью-йоркский MoMA и парижский Центр Помпиду.
Сегодня бразды правления у сына Аурелио — Мартино Дзанотты. Он держит курс, выбранный отцом, который считал, что «мебельная индустрия должна предугадывать запросы будущего, а не ограничиваться пассивным спросом».
В 2016 году перевыпуском модели Fenice архитектора Пьеро Боттони бренд Zanotta продолжил традицию возрождения шедевров мирового дизайна. Кроме того, на Миланском мебельном салоне наряду с «Фениксом» был представлен очередной оммаж Моллино — новая модификация стола Reale. Важно, что компания не просто возобновляет выпуск того или иного предмета, но адаптирует его к требованиям нашего времени, используя технологии и материалы последнего поколения. Так, стол Fenice, изначально выполненный из бетона, теперь изготовлен из материала Polimex® с цементно-акриловым покрытием и обработан грязеотталкивающими средствами с нанотехнологической защитой на основе диоксида титана.
В актуальную коллекцию марки входят столы и стулья, журнальные столики и книжные полки, обширная программа мягкой мебели и кроватей, а также вешалки, пепельницы и прочее. В ней на равных присутствуют вещи классиков — Акилле Кастильони, Алессандро Мендини, Этторе Соттсасса, Марко Дзанузо, Гае Ауленти, созданные в 1940-80-х гг.
Zanotta — одна из редких фабрик, которая каждый год открывает новые имена: британец Дэмиен Вильямсон, финн Мика Толванен, итальянцы Алессандро Дубини, Сальваторе Индриоло, Федерика Капитани, живущий в Амстердаме австриец Франк Реттенбахер. Новое не вступает в противоречие со старым. Наоборот, все эти разноплановые предметы выдержаны в одном вкусе: те же выразительность и точность линий, легкость, отсутствие пафоса, верный выбор материала. Zanotta использует как высокотехнологичные пластики и модные композиты (например, кристалплант), так и великолепную кожу. Представители нового поколения Zanotta уже стали узнаваемыми: предметы Ное Дюшофур-Лоранса или дуэта Паломба присутствуют в интерьерах хорошего стиля.
В 1989 году оформилась программа Zanotta Edizioni — в нее входят уникальные предметы hand made. Они свободны от требований, предъявляемых к массовой продукции. Для их изготовления мастера обращаются к традициям, воспроизводят старинные техники: мозаику, интарсию, роспись по дереву. Такие вещи издаются ограниченным тиражом. А это значит, что со временем их цена будет только расти.