Жан Пруве: фабрикант и фабричный рабочий
Французский дизайнер, архитектор-автодидакт и инженер Жан Пруве (Jean Prouvé 1901–1984) прославился простыми конструкциями из стали и алюминия: сборными домами, столами, стеллажами и стульями. Сам себя считал по преимуществу инженером. Его вещи узнают по характерным кругам — декоративным отверстиям в конструкциях. Творчеству Пруве посвящен целый зал в Центре Помпиду. Его имя на устах у коллекционеров; cегодня сразу несколько парижских галерей пропагандируют моду на его «сиротскую» мебель.
В 1952 году Жану Пруве было чуть больше пятидесяти лет, он потерял свою фабрику, где на тот момент трудилось более 200 рабочих, и вынужден был бороться за возвращение бренда и патентов на свою продукцию. В надежде отвлечь дизайнера, семья уговаривает его начать новый проект: сконструировать дом, где они могли бы жить с женой Мадлен и двумя младшими сыновьями (всего у супругов Пруве было шестеро детей).
Семья Пруве купила участок земли в северном пригороде Нанси. Участок был дешевый. Cчиталось, что для стройки его рельеф был слишком крутым. Работая вместе с братом архитектором Анри Пруве, Жан спроектировал длинный одноэтажный дом, элементами которого были по большей части изготовленные на заводе стальные конструкции. Некоторые из них были спроектированы специально для дома, другие использовались уже в строительстве школы.
Дети помогали Жану Пруве затаскивать металлические части на стареньком джипе, помогали и собирать дом, который был окончен в 1954 году. Cегодня это сооружение все знают, как Maison Jean Prouvé — образец рационалистической изобретательности. Маленькие тесные спальни напоминают корабельные каюты с панорамными видами на Нанси через остекленные стены гостиной. Сегодня он принадлежит Нанси, семья снимает его для проживания с условием в определенное время показывать саму постройку и интерьеры всем заинтересованным. Пруве, один из самых влиятельных французских дизайнеров ХХ века, сам себя он называл «фабричным рабочим».
Он был вторым из семи детей парижанина, художника Виктора Пруве и учительницы музыки, пианистки Мари Дюамель. Пруве вырос в Нанси, где его отец открыл Школу Нанси вместе с другими художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства города. Преподаватели и выпускники школы составили славу французского ар нуво. После окончания школы Пруве поступает учеником в кузницу. Освоив все тонкости работы с металлом, Пруве перебирается в Париж и в 1924 году открывает собственную мастерскую. Начинал с изготовления решеток и металлических дверей, позже проектировал кованую мебель и другие предметы для массового производства.
Работы Пруве всегда были более аскетичнее, чем у его отца, и очень быстро вышли на рынок. «Его не интересовала эстетика. Все предметы были решены сугубо функционально». Тем не менее Пруве разделял базовые принципы Школы Нанси и цитировал отца, который часто говорил о промышленной продукции, предназначенной для максимально широкой публики. Пруве удалось немного поработать с Ле Корбюзье, которого он до конца жизни считал архитектором, оказавшим на него самое сильное влияние.
К 1930-м годам его мастерская производила мебель и архитектурные элементы для школ, фабрик и других общественных учреждений и построек. Пруве вместе с Р. Малле-Стевенсом, Франсисом Журденом, Пьером Шарро, Эйлин Грей и другими вошел в Союз современных художников (UAM), выставка U.A.M. в парижском Музее Декоративно-прикладного искусства полна мебели, спроектированной Жаном Пруве.
Про свои дома и мебель Пруве говорил: «Если люди их понимают, объяснять ничего не нужно. Если нет, нет смысла объяснять».
Среди работ 1930-х годов: кресло Grand Repos, 1930, Standard chair, 1934, здание Аэроклуба Ролан Гаррос, 1935–1936, здание Народного дома в Клиши, 1935–1939. Школьная парта с двумя стульями для Национальной профессиональной школы Метца, 1936 г. Садовая мебель для павильона U.A.M., 1937 — cовместный проект с Жаком Андре. Во время второй Мировой войны Пруве разработал военный барак (1939), который собирался за три часа. Он весь состоял из кухонных плит и велосипедных рам, которые производились во время немецкой оккупации. Пруве примкнул к французскому сопротивлению с подпольной кличкой «cлесарь». Сразу после окончания войны Пруве был избран мэром Нанси, так высок был его авторитет среди сограждан.
Все военные годы он продолжал работать над сборными конструкциями. Делал временные дома для беженцев и бездомных из деревянных модульных панелей, поскольку металла почти не было. В 1947 году открыл собственную фабрику, на которой изготовлялись более совершенные сборно-разборные конструкции, такие как «Тропические дома». Пруве был предан работникам фабрики, которых он неизменно называл компаньонами и товарищами, и настаивал на том, чтобы у каждого была хотя бы небольшая доля в предприятии. Если у кого-то не хватало денег, Пруве сам выкупал ему долю.
1940–50-е годы были насыщены интересными проектами. Павильон парижской обсерватории Meridain Hall, 1948–1951, совместно с архитектором Андре Ремонде. Стол Gueridon, 1949, cтандартированные дома для квартала Sans Souci в Медоне. Тропические дома для Конго и Нигерии, совместно с братом, архитектором Анри Пруве. Здание и интерьеры школы в Ванту, 1950. Выставочный комплекс Grand Palais в Лилле, 1950–1951. Стул для лекционного зала Университета Экс-Марсель, 1951–1952, стол Campas, 1953, знаменитый стул Anthony, 1946.
После разорения предприятия Пруве работал консультантом по металлу в Париже. И стремился как можно больше времени проводить в Нанси. Умер в собственном доме в Maison Jean Prouve в Нанси в 1984 году.
Сегодня сборно-разборные дома Пруве и мебель, спроектированная им для муниципальных учреждений, не для частных вилл, продаются на аукционах. Парижские дилеры Патрик Сеген (Galerie Patrick Seguin), Франсуа Лаффанур (Galerie Downtown), Филипп Жус (Jousse Entreprise) предлагают своим клиентам инженерные шедевры Жана Пруве.