Вико Маджистретти: великий денди итальянского дизайна
Лудовико Маджистретти (Ludovico Magistretti, 6.10.1920 — 19.9.2006) принадлежит к тому знаменитому поколению итальянских архитекторов, которые в 1950-х, будучи молодыми и талантливыми, пришли в промышленное проектирование и вывели итальянский дизайн на лидирующее место в мире. Он родился в Милане, в семье архитектора, во время войны учился в Швейцарии, а в 1945-м получил диплом Миланского Политеха. Многим его ровесникам и коллегам по цеху так и не довелось заняться архитектурой в послевоенной Италии, но Маджистретти повезло больше: у его отца было собственное бюро, кроме того, в Швейцарии он познакомился с Эрнесто Натаном Роджерсом, архитектором из Триеста, у которого была разработана целая программа послевоенного восстановления Италии и нового строительства.
Маджистретти увлекся идеями и энтузиазмом Роджерса, считая его своим учителем. Вместе с другим архитекторами и планировщиками в начале 1950-х он принял участие в строительстве экспериментального квартала QT8 на окраине Милана. Квартал задумывался как образец современного градостроительства и урбанистики. Авторы не были ограничены никакими условностями и пользовались полной творческой свободой. Маджистретти построил для QT8 круглую церковь Santa Maria Nascente (Рождества Богородицы), а также участвовал в проектировании многоквартирных домов для бывших военнослужащих.
Архитектуру он не оставлял на протяжении всей своей карьеры. Чуть позже проектировал вместе с другими коллегами новые жилые районы и для рабочих, и для среднего класса. Был автором ряда знаковых построек в Милане, среди них «Башня в парке» на виа Ревере (1953-56, совместно с Франко Лонгони), офисное здание на корсо Европа (1955-57). Строил виллы и частные дома в окрестностях Милана. В середине 1960-х он построил роскошную виллу на озере Комо для Чезаре Кассина, основателя и владельцу одноименного мебельного бренда, с которым дружил.
Как многие архитекторы-выпускники миланского политеха, еще в начале 1950-х Маджистретти начал проектировать мебель в новом для Италии современном стиле — сначала это были предметы обстановки для конкретных архитектурных объектов, сделанные почти кустарным способом в местных мастерских. Одной из больших удач оказалось деревянное кресло Carimate, которое Маджистретти (большой поклонник гольфа) спроектировал в 1959-м для им же построенного гольф-клуба на озере Комо. Чезаре Кассина оценил это произведение по достоинству, особенно его коммерческий потенциал: в 1960-м он запускает Carimate в массовое производство и кресло становится бестселлером на все времена. Конечно, отдаленно оно напоминает аналогичные творения датчанина Ханса Вегнера, но выглядит проще, четче, универсальнее. К тому же ярко-красный цвет придает ему дерзкую оригинальность.
Маджистретти хорошо знал, насколько высоким уровнем мастерства обладают маленькие мебельные фабрики северной Италии, где старинные технологии передавались из поколения в поколение. И понимал насколько большой потенциал у этой отрасли — нужно было только соединить мастерство итальянских мебельщиков с современными формами, которые отвечали бы духу времени. На 9-й и 10-й выставках Triennale (в 1951-м и в 1954-м) его мебель получает золотую медаль и гран при. Вместе с другим молодыми коллегами: Ливио, Пьером Джакомо и Акилле Кастильони, Марко Дзанузо и др. — он много делает для развития и поддержки итальянского дизайна. В 1956 году он стал сооснователем ADI — ассоциации итальянского дизайна и вошел в жюри премии Compasso d'Oro. Позже еще неоднократно входил в число арбитров этой престижной премии.
Конец 1960-х и все 1970-е очень плодотворное время для Маджистретти-дизайнера: он много работает для Cassina и Artemide. Долгие годы остается арт-директором и главным дизайнером Oluce. Позже, в 1980-е и 90-е, к этому списку добавятся De Padova, Fritz Hansen, Campeggi, Fredericia, Kartell, Fontana Arte, Schiffini, Flou. Многие созданные им предметы становятся культовыми, знаковыми в истории современного дизайна, нью-йоркский музей MoMA берет в свою коллекцию двенадцать моделей. Светильники Eclise (Artemide, 1967), Atollo (Oluce,1976), диван Maralunga (Cassina, 1973) получили премию Compasso d'Oro. В 1994-м Маджистретти получает четвертый «Золотой циркуль» за заслуги в течение всей карьеры.
В конце 1960-х Маджистретти, как и многие дизайнеры, экспериментирует с цветным пластиком. В 1969-м Artemide выпускает его стул Selene — наряду с Panton chair Вернера Пантона и Universale Джо Коломбо, это был практически первый в истории дизайна цельнолитный стул из стеклопластика. Глянцевый, яркий, выразительный, Selene казался поп-артовским объектом. При этом у него был ряд ценных потребительских качеств: недорогая себестоимость, повышенная устойчивость благодаря инновационным S-образным ножкам, редкая в те годы возможность складировать стулья один на другой.
Как и Акилле Кастильони, Вико Маджистретти изучает феномен объектов no name — предметов повседневного обихода, неизвестно кем и когда придуманных, но при этом представляющих собой яркие примеры хорошего промышленного дизайна, в котором красивая в своей рациональности форма выполняет отведенную ей функцию. Он стремится создавать такие предметы — проектирует так, чтобы его объекты становились общепонятными и общедоступными, переходили из разряда авторских в разряд народных, архетипичных и харизматичных.
Маджистретти никогда не сдавал в производство сразу готовый проект. Он любил создавать свои объекты в несколько этапов, в тандеме с технологами и мастерами компании, обсуждая с ними возможности имеющегося оборудования, рассматривая различные варианты, дискутируя. Эскизы приносил на обрывках бумаги и автобусных билетах.
В конце 1970-х Маджистретти начал преподавать в качестве приглашенного профессора в королевском колледже искусств в Лондоне. На его курсе пропагандировались идеи выразительного, эмоционального минимализма. Среди самых известных учеников Маджистретти — сторнники ясных форм Джаспер Моррисон и Константин Грчич. Ему все меньше нравилась массовая культура, постмодернизм с его вычурностью, украшательством, стремлением все высмеивать и доводить до гротеска Маджистретти не принимал. «Сегодня повсюду царствует вульгарность. Я люблю англо-саксонскую культуру, потому что она-то вульгарностью не страдает». В 1986 году он получает золотую медаль британского Общества промышленных художников и дизайнеров (SIAD).
Маджистретти продолжал работать и в 2000-е, будучи уже на девятом десятке, он выпустил целую серию складных стульев, кресел и диванов для Campeggi, стол Blossom для De Padova, построил дома на карибском острове Сен Барт и в швейцарской Лозанне. Сегодня в студии Маджистретти на виа Консерваторио, которая досталась ему еще от отца, располагается фонд его имени и музей, организованный его детьми при поддержке миланского музея Триеннале и мебельных брендов, для которых он проектировал. В сентябре, в день десятилетия со дня его смерти в Триеннале показывали документальный фильм о нем «Vico: il grande semplice». Принципам «великой простоты» он придерживался во всем: был истинным денди в манере держаться и одеваться, доводил до уровня гениальной простоты свои объекты. «Добиться простоты — самое сложное, что есть в дизайне», — говорил он.