Вернер Пантон — герой 1960-х
Вернер Пантон (1926-1998) — символ 1960-х, мастер кислотных цветов, текучих форм и футуристичного дизайна. Именно он ввел эстетику поп-культуры в предметы мебели и интерьер.
Родился в Дании, там сделал себе имя, в 1960-х переехал в Швейцарию. В середине 50-х годов, в эпоху битников молодые художники и писатели покупали старые грузовики и путешествовали по континенту. Один из самых экстравагантных грузовиков, разбитый Volkswagen принадлежал молодому датскому архитектору Вернеру Пантону, которому удалось превратить транспортное средство в мобильную студию.
Холл отеля Astoria в Трондхайме — интерьерный проект В. Пантона.
Каждые несколько месяцев Пантон срывался из Копенгагена и уезжал колесить по Европе, объезжая фабрики и потенциальных баеров. Дания как страна, причастная к скандинавскому дизайну, в котором модернистская эстетика соединилась с природой, была на гребне популярности. Поначалу стиль Вернера Пантона вполне укладывался в общескандинавский строй: обтекаемые формы, минимализм, светлое дерево. Но Пантон понимал, что завоевать признание можно только сделав что-то наперекор традиции, что-то выдающееся и экстраординарное.
Cтоловая в штабквартире журнала Шпигель в Гамбурге. Интерьерный проект Вернера Пантона.
У Пантона были крепкие связи со знаменитыми датскими дизайнерами. Пол Хеннингсен учил его в Копенгагенской Королевской академии искусства. После оконачания учебы он работал для гранда датской архитектуры Арне Якобсена. Дружил и работал с Хансом Вегнером. В отличие от Ханса Вегнера, который прославился своими мастерски сделанными деревянными стульями из тика, которые стали классикой датского дизайна, Пантон интересовался пластиком и другими быстро развивающимися искусственными материалами. Именно благодаря этим материалам, ярким тонам, эффектной геометрии, тяготеющей к поп-арту, Пантон занял место в пантеоне дизайнеров ХХ века.
В детстве Вернера Пантона ничто не предвещало, что он станет дизайнером. Он родился в 1926 году, его родители держали гостиницу в Гантофте, крошечной деревне на острове Фюнен. Он мечтал стать художником, но таланта к живописи и рисованию не обнаружил. Несмотря на это, в 1944 году Пантон выиграл место в техническом колледже в Оденсе, самом большом городе острова.
Дания была оккупирована Германией, и Пантон присоединился к движению сопротивления. В конце Второй мировой войны он скрывался несколько лет после того, как немцы обнаружили тайник с оружием в его комнате. Окончив учебу в Оденсе, Пантон переехал в Копенгаген в 1947 году и был зачислен в Королевскую академию искусств уже как студент архитектор. Там Пол Хеннингсен посвятил Вернера Пантона в тонкости предметного дизайна. Именно Пол Хеннингсен отточил вкус Пантона к чистой, безупречной эстетике. В 1950-м Пантон женился на Тове Кемп, приемной дочери Хеннингсена. Но вскоре ушел от нее. Такое же сильное влияние на Пантона оказал Арне Якобсен, которому Пантон помогал с 1950-го до 1952-й год: вместе они работали над разными проектами, в том числе над знаменитым стулом «Муравей». Пантон впоследствии утверждал, что именно Арне Якобсен научил его больше, чем кто-либо другой. Помимо элегантности в его предметах всегда был поиск новых материалов и технологий, которыми тогда был увлечен и Вернер Пантон.
После ухода от Якобсена Пантон жил фрилансом, принимая заказы на дизайнерские и архитектурные проекты. Он запатентовал утюг для глажки рубашек. А на полученные финансы купил тот самый грузовик Volkswagen. В 1955-м Фриц Хансен начал производство пантоновских стульев Bachelor и Tivoli. Но свой собственный, индивидуальный стиль Вернер Пантон обрел только в 1959 году, выпустив стул Cone. Изначально он проектировал его для ресторана Komigen, нового заведения, которое открывали его родители на Фюнене. Стул «Конус» оправдывает свое название — скрученный в конус металлический лист острым концом крепится на крестообразной основе. Датский предприниматель Перси фон Халлинг-Кох углядел этот стул на открытии ресторана и предложил Пантону его производство. Когда стул был отснят для публикации в датском дизайнерском журнале Mobilia, Пантон поставил рядом кресло и обнаженный манекен, съемка вызвала скандал. Стул Cone спровоцировал волнения в Нью-Йорке, полиция приказала убрать его с витрины магазина, так как толпы людей собирались на улице смотреть на «Конус».
Создав себе реноме дизайнера, который прозревает будущее, Пантон автоматически получил разрешение на эксперименты. Он работал над первыми образцами надувной мебели – из прозрачной пластиковой пленки. Он же в 1960-м проектировал «тотальную среду» для отеля Astoria в норвежском Трондхайме. По замыслу Пантона пол, стены и потолки покрывались оп-артовыми орнаментами. Проект был стартом для фантастических «тотальных сред», которые Пантон создал в Гамбурге для штаб-квартиры журнала «Шпигель» в 1969 году и знаменитой инсталляции Visiona II, взорвавшей Кельнский мебельный салон 1970 года.
Mira X Spectrum Curve, диз. В. Пантон.
Тот же принцип Вернер Пантон применил, работая над офисом издательского дома Gruner + Jahr в Гамбурге в 1973 году. Устав от жизни в Дании, Пантон в 1962 году перебрался в Канны, но осел в конце концов в Швейцарии. И снова женился, на этот раз его женой стала Марианна Персон-Ортенхайм. В Швейцарии началось его многолетнее сотрудничество с мебельной компанией Vitra, которая на тот момент имела лицензию на продажу продукции американской мебельной компании Herman Miller. Для Vitra Вернер Пантон спроектировал Flying Chair, оптимистичный фантазийный предмет, который стал хитом Кельнского мебельного салона 1964 года. А в 1967 Vitra представила публике Panton Chair, первый стул, согнутый по принципу нависающей балки из единого листа пластика. Гладкий, элегантный, сексуальный предмет стал символом эпохи. Особенно стул прославился после съемки «Как раздеться перед мужем» для журнала Nova.
Несмотря на то, что в течение 1970-х годов Пантон неоднократно награждался престижными премиями, популярность его шла на спад. В период после войны со Вьетнамом его оптимизм выглядел неуместным. На первый план вышла ирония и более политизированный дизайн Этторе Соттсасса, Алессандро Мендини и Гаэтано Пеше. Постепенно Вернер Пантон оказался в изоляции в своем швейцарском уединении. Ситуация резко изменилась в середине 1990-х, когда начала возвращаться мода на дизайн середины ХХ века в целом и, в частности, на дизайн Вернера Пантона.
Дизайнер-график Питер Сэвилл выбрал пантонскую лампу Shell 1964 года для столовой модной квартиры в лондонском Мэйфере. Съемка этой квартиры обошла всю интерьерную прессу. В 1995 году британский Vogue поместил на обложку обнаженную Кейт Мосс в кресле Panton. Начался перевыпуск предметов, спроектированных дизайнером в 1960-е годы. Сам Пантон давал интервью и готовил к открытию собственную выставку «Вернер Пантон: Свет и цвет». До вернисажа он не дожил 12 дней. Умер 5 сентября 1998 года.