Fernando & Humberto Campana: бразильские форварды
Фернандо и Умберто Кампана (Fernando & Humberto Campana) оригинальны в проектах и суждениях. Сумели трущобы, рыбацкие сети и пестрые деревенские ковры обратить в высокий дизайн.
О себе они говорят, что обогатили дизайн сугубо бразильскими чертами — «цветом, миксом, творческой неразберихой и торжеством простых решений». Братья родились в Сан-Паулу, Бразилия. Умберто (р. 1953) хотел стать юристом, а его младший брат Фернандо (р.1961) — архитектором до того, как они, в 1983 году, сконцентрировали усилия в области дизайна. «Начинали мы с импровизации из подручных средств, но нищета стимулирует рождение идей, которые меняют мир. Делать эстетские вещи с минимумом затрат — это так интересно! Со временем наш подход стал трендом. Люди в развитых странах ужаснулись, увидев, как много производится вещей и как много их выбрасывается — экология планеты страдает». Старый свет заметил их необычный стиль в 90-х.
Сенсацией стало кресло Favela для молодой итальянской компании Edra. Предмет, словно наспех сколоченный из щепок, рассказывал историю. Он символизировал бедные фавелы — трущобы бразильских мегаполисов. «Мы концентрируем внимание не столько на бедности людей, сколько на том, как они организуют свою жизнь. Бедняки из-за нужды собирают на улицах все — коробки, банки — и приносят это в дом, используя в своей жизни».
Всемирную известность получило и кресло Vermelha («Красное»): 500 метров спутанных веревок, 50 часов ручного труда. «Мы и представить себе не могли, что оно войдет в серийное производство».
«Его прототип мы сделали еще в 1993-м, — рассказывает Умберто. — Edra начала производить его в 1998 году. До этого мы продали всего пять штук. А после его успеха, стали знамениты на весь мир». Кресло Vermelha стало иконой дизайна. Оно вошло во многие музейные собрания и, конечно, есть в MoMA (Нью-Йорк) и Центре Помпиду (Париж).
Братьев вдохновляет процесс превращения старых вещей в совершенно новые объекты, несущих новую функцию и новые смыслы. В их арсенале мягкие игрушки, стальная проволка, картон, сети. «Наши концепты, даже воплощаясь в реальную вещь, все равно остаются концептами, в этом их соль. Так, кресло Corallo для Edra — совсем не для того, чтобы часами смотреть телевизор. Оно очень неудобное. Это кресло для людей, которые больше ценят образы, чем реальные вещи — человек на Corallo словно парит в воздухе. Таких немного. Например, мама нас все время спрашивала: «Когда же вы, наконец, сделаете удобную вещь?»
FERNANRDO&HUMBERTO CAMPANA
Родом из Сан-Паулу, Бразилия. Проектируют мебель и аксессуары. Сотрудничали с Edra, Cappellini, Alessi в Италии. Сделали светильники для Lasvit, кожаные кресла для Louis Vuitton и фарфоровую посуду для Bernardaud. С удовольствием берутся за интерьерные проекты и выставки для галерей в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, читают лекции о дизайне. Устраивают мастер-классы в Бразилии, США, Швейцарии, Италии, Израиле. Считают, что дорогими должны быть идеи, а не материалы.
Кресла, выпущенные Edra в начале 2000-х, сделали Campana привлекательными для галеристов Нью-Йорка, Парижа и Лондона. А у себя на родине дали толчок академической карьере и музейным выставкам (первая ретроспектива братьев состоялась в 1998 году в Casa Franca di Brasil, Сан-Паулу). Ими заинтересовались мощные ньюйоркские дилеры, пионеры галерейных продаж дизайна Мюрей Мосс и Барри Фридман (галерея Friedman Benda, Нью-Йорк), позже Лоик Ле Гайар и Жюльен Ломбрай (Сarpenters Workshop Gallery) включили Кампана в свой шорт-лист, вместе с такими беспроигрышными авторами, как Studio Job, Маартен Баас, Себастьян Бражкович. А значит, вместо бедного картона и щепок, материалами Кампана стали благородные бронза, латунь, золото, тонкая телячья кожа и вышивка, фарфор и рыбья чешуя. Cредний аукционный эстимейт их вещей находится на отметке 30-60 000 долларов.
Для французской мануфактуры Bernardaud братья Кампана в 2008-м создали фарфоровую скульптуру Nazareth, сравнивая свою работу с ювелирным искусством. А тремя годами позже Bernardaud выпустила Euro Tropiques — тарелки с модными психоделическими принтами. Тогда же империя люкса Louis Vuitton взяла Campana на свою орбиту, включив в отборный пул авторов коллекции Objets Nomades.
Бразильские форварды стали главными героями коллекции для современных путешественников 2012 года. С Objets Nomades Louis Vuitton вернулся, после десятилетнего перерыва, в индустрию мебели и предметов интерьера, с успехом показав лимитированные серии Objets Nomades на выставке Design/Miami в декабре 2012 года. Campana создали шкаф-гнездо из цветной телячей кожи — кожаных обрезков из мастерских Louis Vuitton в Асньере. Потом, в рамках той же коллекции, появились подвешенные к потолку на латунных крючках кресла-коконы, преобразившие залы миланского Palazzo Bocconi во время феерической выставки в апреле 2015 года.
В 2015 году Кампана придумали коллекцию Cangaço («кангасу» — кочевые бандиты), скрестив кресла и козетки с орнаментами дикого и самого криминального района доколумбовой Америки. Параллельно они стали осваивать новый для себя материал — стекло, увлекшись мастерством чешских стеклодувов компании Lasvit.
«К счастью, Бразилия очень молода, ей только 500 лет, и у нас нет тех традиций, которыми «отягощена» Европа. Европейские дизайнеры имеют за спиной великое прошлое. Они могут заново интерпретировать классические формы мебели, могут цитировать все стили — от ренессанса до модернизма. Мы, бразильцы, свободны как дети, поскольку никогда не жили в этой культуре. Наш дизайн — лишь плод нашего воображения».