Альберто Меда: инженер в дизайне
«Я — человек, который делает простые вещи, в которых скрыта прозрачность и строгость», — говорит Альберто Меда (Alberto Meda, р. 1945). В дизайн инженер Меда привнес невиданные ранее прагматизм, ясность, внимание к деталям и самому процессу производства. Научно-прикладной подход позволил Альберто Меде достичь элегантности, актуальности формы и ощущения органичности каждой вещи. Он первым поставил технические эксперименты и дизайн в один ряд, что позволило применять к повседневным вещам тот же подход, что и к предметам высокой инженерии. Инженерия в его руках стала поэзией.
Меда родился на севере Италии. Закончил с отличием Миланский политех по специальности машиностроение в 1969 году. C 1972 по 1979 годы был техническим директором Kartell. После семи лет сотрудничества с компанией, где он переводил фантастические для того времени идеи дизайнеров на сухой язык инженерии, он решает работать самостоятельно.
С тех пор и до нынешнего времени Альберто Меда работает практически в одиночку, иногда объединяясь для проектов с давним другом Паоло Риццато и Франческо Меда, собственным сыном, многообещающим дизайнером, учеником Росса Лавгроува.
С тех пор, как Альберто Меда предпочел карьеру независимого дизайнера, он проектировал для Ansaldo, Alias, Alessi, Cinelli, Ideal Standard, Luceplan, Legrand, Mandarina Duck, Omron Japan, Vitra, Kartell, Olivetti. На четыре года (1981 – 1985) он делает исключение для своей сольной карьеры и становится консультантом в Alfa Romeo.
Параллельно, с 1983 года, Меда начинает преподавать в миланской академии Domus. В 1994 году в экспозицию временной выставки в MoMA были включены предметы по дизайну Альберто Меда — и остались в постоянной коллекции. Он стал доцентом в Миланском политехе в 1995 году. С 2003 года он также преподает в венецианском университете IUAV и читает лекции в Чикаго, Вашингтоне, Стокгольме, Майами, Сан-Паулу, Стамбуле и Торонто.
Меда выступает за органический подход к дизайну и утверждает: «Дизайнерский мир сейчас буквально напичкан различными сложными приспособлениями, однако смысл в том, чтобы не показывать, насколько сложно все устроено. Я же всегда настаивал на том, чтобы технологии вели к упрощению, к уменьшению числа компонентов в каждой вещи. Цель дизайнера: чтобы одна деталь перетекала в другую, как в нашем теле, в котором нет ничего лишнего».
В последние годы великий мастер увлеченно исследует возможности новых источников света. Один из инженерных шедевров – настольная лампа Otto Watt для Luceplan. Он (в сотрудничестве с Паоло Риццато) модифицировал старую модель Berenice: в ней галогеновую лампу в 35 ватт заменили на светодиодный источник в 8 ватт (что и дало название лампе). Меда фанатично упрощал механизмы поворотных механизмов лампы, чтобы избавиться от сложных в производстве деталей и продлить срок службы изделия.
Именно этой «простотой» —редукцией до самого необходимого — Меда известен в дизайнерских кругах. За ней к гениальному инженеру приходят крупные компании.
Дизайнер рассказывает: «Когда Vitra попросила меня спроектировать новый стул (позже модель назовут AM и выпустят в 2016 году), техническое задание так и звучало: должно быть «просто». И далее шло бесконечное количество приставок: просто производить, просто пользоваться, просто по ценообразованию, просто продать, просто пользоваться, просто транспортировать. Фестиваль простоты! Для меня это была настоящая головоломка.
Прежде я уже создавал офисные стулья для этой компании, и требовалось не только выполнить новые требования, но и превзойти себя. В итоге мы нашли еще более «честный» механизм и придумали технологию, при которой стул помещается в духовой шкаф, как пицца: в этом случае ткань спинки и сиденья сокращается и обеспечивает необходимое натяжение. Но что еще важнее, мне удалось совместить ранее несовместимое: подвижность и устойчивость. Эти качества кажутся противоположными, но это такое человеческое сочетание. Любой человек балансирует между различными областями своей жизни, и при этом старается удержать равновесие».
Альберто Меда уверен: «Простота — это то, что вы получаете после довольно долгой работы со сложным. Как все в нашей жизни, любой предмет должен выражать хороший баланс между стоимостью, своими техническими характеристиками и тем, как он выглядит. Мне кажется, мне известен секрет, как этого достичь».